Взаимоотношения в треугольнике педагог - ребенок - родители.
Взаимоотношения в треугольнике педагог - ребенок – родители порой настолько сложны и неоднозначны, что следует выслушать как можно больше разных мнений, чтобы сформулировать свою точку зрения.
Завидую родителям, которым никогда не приходилось выслушивать учительских замечаний по поводу способностей, прилежания и послушания любимого чада.
Я настолько ревностно воспринимала эти разнообразные претензии, что в первый момент даже не удивилась, когда пожилая, опытная учительница пожаловалась, что мой сын-первоклассник «слишком уж живой». «Шалит на уроках?» - Взволнованно спросила я. «Нет, как раз на уроках он очень внимательный, но на перерывах любит побегать», - услышала я в ответ. По дороге домой я мучительно старалась понять, почему плохо, если семилетний ребенок является живым, и существует ли этому состоянию приемлемая альтернатива?
В дальнейшей школьной жизни этот разговор упоминался мне довольно часто, видимо, в связи с новыми и обычно не совсем понятными претензиями.
Материнский комплекс неполноценности, впрочем, потерял остроту после первого родительского собрания - выяснилось, что не только мой сын, но и большинство детей очень оживленные, слишком «характерные», чрезмерно «самостоятельные». Гораздо позже я поняла, что обвинять учителя в завышенной придирчивости к своим воспитанникам, как минимум, несправедливо. Когда под твоим крылом тридцать - сорок оживленных, беспокойных, шумных ребятишек, тебе не до развития каждой отдельной индивидуальности - уследить бы, чтобы носы себе не разбили и ноги не поломали.
Разумеется, отлично было бы иметь классы численностью по десять - пятнадцать учащихся, школьные здания с бассейном и компьютерным классом, специальных преподавателей музыки, ритмики, живописи. И еще школьного психолога. И чтобы уроки по полчаса, и физкультура каждый день, и экскурсии в музей, как в Японии, и никаких домашних заданий хотя бы на воскресенье ... Наверное, когда-нибудь так и будет. А учить наших малышей и подростков будут исключительно таланты.
Однако на сегодня мы имеем несколько другую школу, и именно в ней, обычной и очень средний, учится наш ребенок. Говорят, есть дети, которые прекрасно адаптируются и в современной учебной обстановке. Но мне как-то не повезло встретить. Зато у девяти родителей из десяти при одном воспоминании о школьных делах сына или дочери немедленно ухудшается настроение. Одни на чем свет стоит кроют систему образования, другие удивляются низком профессиональному и моральному уровню педагогов, третьи ругают детей. Контакт школы с семьей, это настоящий творческий и плодотворный контакт, о котором мы все мечтаем, увы, относится к разряду исключений из общего правила взаимной неприязни ...
... Какой же глупостью было бы переводить всю без исключения ответственность за качество образования наших детей только на школу.
Наконец, наши, и кто, как не родители, должны болеть сердцем за свое чадо; вырастет он Митрофанушкой или интеллигентным человеком, независимо от того, какую выберет профессию?
К сожалению, задача усложняется хроническим взаимным непониманием родителей и педагогов. В более легких случаях отношения сторон имеют характер вооруженного нейтралитета, в остальных - превращается в настоящую битву, но проигрыш всегда испытывает третий - ребенок или подросток.
Не буду утомлять вас голыми декларациями о возможности и необходимости мирного сосуществования семьи и школы, вам и самим известно, что контакт выгоднее, чем конфликт. В теории. Между тем на практике вам придется встречаться с бездушием и грубостью, высокомерием и даже с малограмотностью других наставников. И это бы еще половина беды. Но в первые же школьные недели оказываются и наши собственные просчеты в подготовке малыша к новой жизни: непоседливый, суматошный, не доводит начатое до конца, в коллективе замкнутый или, наоборот, чрезмерно раскованный ...
Мы еще долго «будем кашлять» этими семейными недоделками, и как захочется свалить их на «смежников» - педагогов, вслух иронизируя по поводу низкой учительской квалификации или так же громко возмущаясь по методике преподавания. Таким образом, мы развеем душу, но из этого мало пользы? Может, целесообразнее домашними методами восполнить то, что, по нашему мнению, недоделали в школе? Мне кажется, такая позиция все же есть конструктивной. Если уж современная школа не в силах обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, давайте поможем и школе, и детям. Нам вроде удобнее. Только опять же не следует во всем винить школу. Мне кажется, что многие папы и мамы тоже страдают своеобразным недомогание, уж не знаю, как его квалифицировать, как «школьно-родительский невроз», что ли ... На самом деле, ну почему нас так гипнотизируют оценки в дневнике, почему так охотно и отчаянно упрекаем десятилетнему проказнику, заработавшему замечания вроде «хулиганил на уроке» или «бегал на перемене»?
Казалось бы, что проще - спросить у сына, почему вдруг ему вздумалось хрюкать на уроке и почему он бегает как угорелый по коридорам?
Кстати, умный и внимательный педагог не стал бы пачкать страницы дневника подобными высказываниями, любое озорство можно нейтрализовать с помощью шутки, иронии, спокойных и весомых слов. И совсем не обязательно громко возмущаться, запугивать «маленького преступника» всевозможными карами и по каждому поводу апеллировать к родительской власти.
Я вовсе не хочу забивать очередной клин между семьей и школой, однако пренебрежение «человеческим фактором» в современной системе образования достигло таких пределов, что действительно страшно становится не только за знания и нравственность наших детей, но уже за их здоровье и психику. Между тем после окончания школы жизнь только начинается, и никакой супер отличный аттестат не компенсирует тех потерь, которые понес ребенок. Говорю об этом, опираясь несколько на свой личный опыт. В течение многих лет после окончания школы мне приходилось увольнять свое сознание от своеобразного «синдрома отличницы», который я приобрела (имею честно признаться) в основном благодаря собственному самолюбию, поскольку мои родители одинаково относились к любым оценкам, изредка позволяя себе удивиться неожиданной единице. Но стремление «делать, как следует» еще долго мешало мне и в учебе, и в работе, и в творчестве - страшновато было пойти нехоженым путем, а вдруг ... двойку поставят? Есть и еще одно опасное следствие несовершенства нашей школьной системы, уничтожает одно из самых ценных качеств детской, да и вообще человеческой натуры - любознательность.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей