Сопровождение гиперактивного ребенка.
Важная роль отводится всем участникам сопровождения гиперактивного ребенка, которые в этом процессе должны выполнять свои обязанности. Семья-это соблюдение режима, воспитание нравственных качеств, выполнение задач, контроль; психолог-модификация окружения; воспитатель-познавательная деятельность, мелкая моторика, поведенческие стереотипы, контроль, учитель музыки-музыкотерапия, чувство ритма, дыхания, голос, эстетическое воспитание, учитель физической культуры-общая моторика, кинестетика, координация движений, медицинский блок (в условиях школы) - контроль за нагрузкой, массаж, ЛФК, учитель-логопед-коррекция произношения, развитие речи, поддержка, помощь, подчеркивание положительных черт, создание ситуации успеха и др.
Домашняя программа коррекции включает:
- изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);
- изменить психологический микроклимат в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше уделять внимания ребенку, проводить свободное время всем вместе);
- организация режима дня и места для занятий;
- специальная программа, которая предусматривает руководящую силу методов поддержки и наград.
Домашняя программа наград включает следующие моменты:
- каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь (например, хорошее выполнение домашних заданий, уборка в своей комнате, приготовление обеда, покупки);
- усилия ребенка при достижении этой цели приветствуются;
- в конце дня поведение ребенка оценивается в зависимости с достигнутыми результатами;
- родители время от времени сообщают учителю об изменениях в поведении ребенка;
- при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает эту обещанную награду.
В разговоре с ребенком и особенно, когда родители дают ему задание, нужно избегать директивных указаний, необходимо вернуть ситуацию таким образом, чтобы ребенок почувствовал: он сделал полезное дело для всей семьи, ему доверяют, на него надеяться. При общении с ребенком следует избегать постоянных указаний, вроде, «сиди спокойно», «не разговаривай». В качестве примеров поощрений и наград могут выступать следующие варианты: разрешить ребенку посмотреть телевизор на пол часа дольше разрешенного времени, угостить специальным десертом, дать возможность участвовать в играх со взрослыми (лото, шахматы), купить ту вещь, о которой он давно мечтает. Если ребенок на протяжении недели ведет себя достойно, в конце недели он должен получить дополнительную награду. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр. Родителям рекомендуется написать список того, что они ожидают от ребенка в плане поведения. Этот список в доступной форме объяснить ребенку. После этого всего написанного четко придерживаться, и ребенок награждается за успех в его исполнении. От физического наказания нужно воздерживаться. Предложенный вариант психологического тренинга не является идеальным и не всегда его можно выполнить. Но родители использовали отдельные элементы этой программы, взяв ее основную идею: поощрять ребенка при выполнении поставленных целей. Причем не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальная награда или просто улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребенку, физический контакт (поглаживание). При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным и обязательным. Это может быть просто словесное недовольство, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны в отношении гиперактивных детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень высок, поэтому они не воспринимают выговоры и наказания, но легко отвечают на малейшую похвалу. Способы награды и поощрения ребенка следует постоянно менять. Если в домашней программе доминирует поведенческий аспект, то в школе основная нагрузка идет на когнитивную терапию, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями в познании и факторами, которые его усложняют, то прежде всего в классе учитель-логопед должен позаботиться о:
1. Изменении окружения: место ребенка в классе-наряду с педагогом, изменение режима занятий с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений со сверстниками.
2. Создание положительной мотивации, ситуации успеха.
3. Коррекция негативных форм поведения, в том числе немотивированной агрессии.
4. Регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как хотелось бы окружающим.
5. Проведение игр на занятиях, которые направлены на развитие внимания. Награда ребенка в любых ситуациях, требующих концентрации внимания.
6. Упражнения по релаксации и снятию напряжения.
7. Обеспечение жесткого режима дня.
8. Учитель может большую работу разделить на несколько маленьких частей. Тем самым детям с СДВГ будет легче усваивать материал, поскольку отпадет необходимость постоянно концентрировать внимание.
9. Учителям-логопедам стоит проводить свои занятия ярко, радостно и не монотонно.
10. Использование интерактивных методик дает положительный результат - метод эйдетики.
11. Компьютер является лучшим средством обучения таких детей. Он не только не выражает никаких эмоций, но и безжалостно констатирует ошибки.
12. При распределении домашнего задания педагогам не следует забывать, что дети с СДВГ не могут долго на чем-то сосредоточиться, поэтому домашнее задание должно быть качественно насыщенным, но не объемным.
13. Стоит закрепить за такими детьми ряд прав:
- оценивать их работу не по качеству оформления, а по содержанию;
- предоставлять им дополнительное время для выполнения заданий;
- проверять усвоение материала в формах, не предусматривающих жесткой регламентации;
- позволить им при необходимости выходить из класса во время урока или предусмотреть для них возможность короткого отдыха в ходе урока, не подвергаясь нарекания педагогов.
Возможности педагога-логопеда в решении проблемы гиперактивности достаточно велики. Педагог ищущий, всегда может предложить свой подход к ребенку с СДВГ.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Особенности работы с гиперактивными детьми.
- Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах.
- Дифференцированное обучение младших школьников.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках математики.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках чтения.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках русского языка.
- Внеклассная работа по немецкому языку.