Формирование нравственности, патриотизма и национальной идеи.

on 18 Сентябрь 2011.

(0 голоса, среднее 0 из 5)

 нравственность,  патриотизм

 

 

 

На современном этапе возрождения национальной культуры России актуальными становятся проблемы приобщения школьников к истинным ценностям самобытного национального искусства, воспитания способности критически мыслить в процессе восприятия окружающей культурной среды во всем ее многообразии.

Национальная идея, как нам видится, должна вбирать в себя веками формировавшуюся высокую духовность народа, его традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бессмертное наследие великих предков. Она выражает идеи добра справедливости, свободы, независимости, служит процветанию страны, обеспечению мира в стране, мобилизации всех его представителей на достижение высоких целей. Независимо от языка и религиозной принадлежности национальная идея призвана воспитывать у подростков чувство национальной гордости и достоинства, любви к земле, верность родине, почтения к старшим, формировать в их сознании стремление к свободе и национальной независимости. Национальную идею следует отнести к числу тех необходимых признаков, наличие которых делает возможным существование государства, в том числе правового, в рамках которого только и возможно развитие гражданского общества. Под нравственностью понимается внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле.

Формирование у подростков понятия нравственность, патриотизм и национальная идея занимает особое место в воспитательной работе школы. Но хотелось бы отметить, что данная работа должна проводиться на всех занятиях предметов гуманитарного цикла. Материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Посмотрим на примеры. Например, на уроках истории мы ставим определенные и долговременные цели:

-формирование основ гражданственности;

-воспитание чувств патриотизма;

-пробуждение веры в будущее России, осознание личной ответственности за судьбу Отечества.

Они достигаются следующим образом:

- позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за отечество, активную  позицию по отношению к агрессии против Родины.

-личности русской истории (святые земли русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.

На уроках обществознания цели аналогичные:

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности  за их результат;

-формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Достигаем цели также аналогично:

-воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства;

-демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна, их история и т.д.

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям  и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В том числе источниками нравственной культуры могут стать:

-труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;

-народная педагогика;

-нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

-произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания.

Предложенная система педагогического руководства, направленная на усвоение подростками понятия национальная идея в процессе деятельности в школе, основана на поэтапном включении школьников в познавательную, поисковую, творческую деятельность в процессе получения знаний.

Таким образом, в настоящее время при определении направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении во все большей мере начинают рассматриваться в качестве приоритета в нравственном воспитании подрастающего поколения возвращение к духовным истокам. В том числе через формирование представления о сути понятий нравственность, патриотизм, национальная идея.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ