Формирование нравственности, патриотизма и национальной идеи.
На современном этапе возрождения национальной культуры России актуальными становятся проблемы приобщения школьников к истинным ценностям самобытного национального искусства, воспитания способности критически мыслить в процессе восприятия окружающей культурной среды во всем ее многообразии.
Национальная идея, как нам видится, должна вбирать в себя веками формировавшуюся высокую духовность народа, его традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бессмертное наследие великих предков. Она выражает идеи добра справедливости, свободы, независимости, служит процветанию страны, обеспечению мира в стране, мобилизации всех его представителей на достижение высоких целей. Независимо от языка и религиозной принадлежности национальная идея призвана воспитывать у подростков чувство национальной гордости и достоинства, любви к земле, верность родине, почтения к старшим, формировать в их сознании стремление к свободе и национальной независимости. Национальную идею следует отнести к числу тех необходимых признаков, наличие которых делает возможным существование государства, в том числе правового, в рамках которого только и возможно развитие гражданского общества. Под нравственностью понимается внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле.
Формирование у подростков понятия нравственность, патриотизм и национальная идея занимает особое место в воспитательной работе школы. Но хотелось бы отметить, что данная работа должна проводиться на всех занятиях предметов гуманитарного цикла. Материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Посмотрим на примеры. Например, на уроках истории мы ставим определенные и долговременные цели:
-формирование основ гражданственности;
-воспитание чувств патриотизма;
-пробуждение веры в будущее России, осознание личной ответственности за судьбу Отечества.
Они достигаются следующим образом:
- позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за отечество, активную позицию по отношению к агрессии против Родины.
-личности русской истории (святые земли русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.
На уроках обществознания цели аналогичные:
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;
-формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Достигаем цели также аналогично:
-воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства;
-демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна, их история и т.д.
-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В том числе источниками нравственной культуры могут стать:
-труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;
-народная педагогика;
-нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;
-произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания.
Предложенная система педагогического руководства, направленная на усвоение подростками понятия национальная идея в процессе деятельности в школе, основана на поэтапном включении школьников в познавательную, поисковую, творческую деятельность в процессе получения знаний.
Таким образом, в настоящее время при определении направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении во все большей мере начинают рассматриваться в качестве приоритета в нравственном воспитании подрастающего поколения возвращение к духовным истокам. В том числе через формирование представления о сути понятий нравственность, патриотизм, национальная идея.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей