Особенности обучения современных младших школьников
Сегодня перед нами, учителями, возникает проблема не «чему учить», а «как учить», то есть проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности ученика и учителя. Обучение младших школьников, подходы и методы-в данной статье попытаемся разобраться в этом вопросе.
Большинство первоклассников приходит в школу с желанием учиться. И для учителя очень важно учить детей так, чтобы это желание не исчезало. И первая задача учителя - формирование у ребенка веры в собственные возможности, в то, что, работая и преодолевая трудности можно всему научиться. Уже на первых уроках дети слышат выражение: «Не говори «не умею», а говори «научусь». Позже весь класс говорит эти слова для учащихся, отказывающихся преодолевать трудности, возникающие при выполнении учебных заданий.
Исходя из задач урока, учитель выбирает такие методы обучения, которые были бы направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, на пробуждение их эмоциональной сферы. Ведь доказано, что эмоционально окрашенное знание запоминается лучше и надолго. Создание атмосферы радости, возможности собственного выбора - для учителя не самоцель, не дополнение или украшение к уроку, а необходимое условие для получения знаний.
Проведение интеллектуальной разминки в движении повышает интерес детей к самостоятельной работе и мотивацию учебной деятельности. Эти игры требуют от детей дисциплинированности, желание и умение согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они учат детей отвечать за свои действия, требуют большей умственной активности, чем традиционные виды работы (беседы, отгадывание загадок), легче даются, приносят больше удовольствия.
Ученики начальных классов еще помнят и любят свои куклы, мишки, играют машинками, верят в существование Незнайки, Буратино и Мальвины. И если их любимые игрушки и сказочные герои приходят на урок, приносят в загадочных конвертах интересные задания, письма от Знака вопрос из страны Орфографии т.п., то урок становится интересным, похожим на сказку. Тогда ручка превращается в волшебную палочку, а сами дети в волшебников. Так во время минуты каллиграфии на доске учитель рисует штрихи и спрашивает: «В какую букву превратим эти палочки?» III - Ш ш. Далее можно спросить: «Какие словарные слова начинаются с этой буквы?» (Шофер) Далее можно записать эти слова, составить с ними предложения.
Любят дети путешествовать в сказку, в страну Математики, в города Смекалки и Находчивости. В активе учителя должны быть уроки с использованием сказочных сюжетов, уроки-путешествия, уроки КВН, уроки-конференции. Практика убеждает, что сознательное накопление знаний происходит в процессе активной мыслительной деятельности, а это и достигается на таких нестандартных уроках. Захваченные путешествиями дети легче преодолевают трудности, снимается усталость, напряжение и поддерживается внимание в течение всего урока.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важным возбудителем которой является интерес. Устойчивый интерес формируется при сочетании эмоционального, рационального и практического в обучении. Поэтому так важно серьезное занятие сделать для детей интересным, увлекательным. С этой целью можно использовать различные формы повышения интереса: сюжетные игры, задачи в стихах, задачи - шутки, ребусы, грамматические сказки. Часто на уроках дети становятся разведчиками (сосчитать сколько раз встречаются слова с буквой «Р»), следопытами (найдите в тексте «следы» в виде слова «белка» и прочитайте предложение с этим словом), краеведами и экскурсоводами (путешествуем по городам России, по улицам родного города и т.д.).
В начальных классах для умственного развития и формирования личности большое значение имеет игра. Благодаря игровым действиям ребенок усваивает свободные формы поведения, организует эмоции и волю. Игра тренирует его ум, влияет на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Игра создает условия для познания себя и людей, взаимодействия людей с окружающим миром, осознание связей с природой, семьей.
Готовясь к урокам, необходимо подобрать игры, стимулирующие развитие и формирующие активную личность. Игру «Кто больше?» можно использовать на многих уроках. Например, на уроках русского языка: кто назовет больше слов с определенной буквой, существительных, прилагательных, глаголов; слов на заданную орфограмму; кто больше образует слов из слова «Гражданственность»; кто больше назовет слов с определенными признаками и т.д.
Любимая игра на уроках чтения разговаривать голосами сказочных персонажей или героев мультфильмов. На урок может прийти клоун и тогда дети могут минутку отдохнуть и посмеяться. Во время работы над выразительностью чтения урок может посетить Добрая, Злая, и т.п. Волшебница. И тогда дети учатся правильно интонировать предложения передавать голосом различные чувства. С удовольствием дети играют в игру «Поймай слово». Ее можно использовать и на уроках русского языка при изучении букв, различных орфограмм, различных частей речи и т.п.; на уроках основ здоровья (поймать слова признаки - здоровья), уроках окружающего мира.
Еще одна игра, которая нравится детям, называется «Да-нет». Учитель планирует предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Этот прием учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать товарищей. Например, при изучении темы «Определение времени по часам» для активизации класса можно применить эту игру. Учитель говорит: «Это есть в каждом доме, у нас в классе, в учреждениях и даже на вокзалах и аэропортах. Этот предмет вам давно знаком» (Ответ: часы) Таким образом можно разнообразить любой - урок.
Но надо помнить, что игра должна быть не ради игры. Игра - это серьезное дело, но одновременно и радостная, интересная. Интересная игра может быть похожа на хорошую работу. Именно благодаря такой работе, дети не теряют интерес к обучению, охотно ежедневно идут в школу. Они любознательны, жизнерадостные, с ними легко работать.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей