Математические игры в 1 классе.

on 30 Октябрь 2012.

(36 голоса, среднее 4.47 из 5)

математические игры, математические игры в 1 классе

 

 

 

 

Семилетний первоклассник в школе - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. И учитель должен поддержать, пробудить в душе каждого интерес к познанию окружающего мира, зажечь огоньки детской мысли и творчества.

Для детей 1 класса математическая игра является привлекательной формой деятельности. Она дает ребенку информацию об окружающей действительности, предметах и их свойствах, явлениях, закономерностях, законах природы и общества, о человеке и, наконец, о самом себе.

Игра - творчество, игра - труд. Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с классным руководителем, возникает взаимопонимание между учителем и учеником. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, в них развивается внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неустанную потребность в деятельности, ребенок, играя, «приобретает» в воображении то, что недоступно ему в реальной жизни. Увлекшись, он не замечает, что учится - познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, переносит и углубляет приобретенный ранее опыт, пополняет запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Как известно, игра - один из самых эффективных средств возбуждения у учащихся интереса, положительных эмоций, развития фантазии, мышления, формирования понятий, выработки интеллектуально-практических умений и навыков, воспитание самостоятельности, настойчивости, расширение кругозора и т.д.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого школьника. Игровые ситуации позволяют учителю легко привлечь внимание учащихся и в течение достаточно длительного времени поддерживать их интерес к важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается. Например, однообразное решение примеров утомляет их, вызывает безразличие к учебе. А уже решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?», становится для детей увлекательным, интересным.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом, его закрепления, повторения ранее изученного, для полного и глубокого осмысления и усвоения полученных знаний. Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, подбирать задания, посильные для каждого ученика, максимально развивать детские способности, они способствуют решению поставленной задачи.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, абстрагируются от несущественных признаков, делают обобщения, они учатся выражать мнение в связной и понятной форме, используя математическую терминологию.

Создавая игровую ситуацию, согласно содержания учебного материала, учитель четко планирует деятельность учащихся, направляет ее на достижение поставленной цели. Подобрав занятие согласно программе, он придает ему игровую форму, определяет соответствующие действия. Собственно игровой замысел, побуждает учащихся к участию в игре, и составляет ее основу.

Важно заранее подготовить дидактический материал для игры, продумать последовательность игровых действий, организацию своих воспитанников, продолжительность игры, ее контроль и суммирование. Математические игры для 1 класса рекомендуются на каждом уроке, когда ученики еще не привыкли к длительной, напряженной, чисто учебной деятельности и быстро утомляются. Во время игры они отдыхают, поскольку проходит умственное напряжение.

Игры, предлагаемые в начале урока, должны возбуждать мысль ученика, помогать ему сосредоточиться и выделить самое важное, нацелить на самостоятельную деятельность. Иногда на игре строится весь урок.

Однако замечу, что отдельные игры слишком возбуждают эмоции детей, надолго отвлекают их внимание от основной учебной цели занятия. Ведь семилетние школьники еще не умеют управлять своими эмоциями, произвольно переводя внимание, сосредоточиваться в нужный момент. Поэтому игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение, желательно практиковать только в конце занятия.

Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, четко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход ее контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные ее варианты.

Весь игровой материал необходимо четко систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мелкие предметы (цифры, знаки, монеты, кружочки, квадратики и т.д.) следует хранить в коробках с надписями или изображениями этих предметов. В конвертах - плоские геометрические фигуры, рисунки различных предметов и т.п. Их тоже нужно подписать или сверху наклеить соответствующее изображение. Целесообразно рассадить учеников (сделать это незаметно, чтобы они даже не догадались, что учитель к слабым относится с недоверием) так, чтобы за каждой партой сидели сильный ученик и слабее. А уровень знаний и умственного развития детей в рядах парт должно быть примерно одинаковым. Тогда шансы выиграть будут иметь ученики каждого ряда.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). Однако не стоит прибегать к длительному морализаторству.

В игре обязательно участвуют все ученики класса. Поэтому задачи следует подбирать короткие и посыльные, избегая однообразия, предотвращая образование очереди игроков (чтобы включиться в игру), поскольку это снижает интерес, утомляет детей.

Предлагаю сформулировать общие правила игры для учащихся в такой оживленной форме:

1. Внимательно слушай и запоминай необходимые действия, их последовательность.

2. Помни: успех зависит от четкого осознания конечной цели. Не спеши выполнять задачи, недослушав до конца учителя. Поспешность так же вредна, как и излишнее промедление.

3. Внимательно слушай ответы товарищей, чтобы в случае необходимости что-то исправить или несколько дополнить.

4. Соблюдай свою очередь, не мешай товарищам, не делай ничего лишнего, будь дисциплинированным.

5. Честно признавай свои ошибки, если товарищи доказали, что ты неправ. Ошибиться может каждый.

6. Не хитри, не ищи нечестного пути для победы. Этим ты подводишь товарищей и теряешь свой авторитет.

Последний пункт учитель должен особо подчеркнуть и предостеречь, что даже в таком случае, когда все выполнено как следует, но хоть один ученик схитрил, то команда занимает последнее место. За правильностью, честностью в игре следит не только учитель, но и ученики.

Игровые ситуации на уроке математике может создать и сам учитель. Вот несколько примеров.

При выработке у первоклассников навыков счета целесообразно предложить задачу в такой игровой форме.

1. Учитель расставляет на наборном полотне карточки с изображениями различных предметов и предлагает посчитать отдельно животных, а затем овощи, фрукты и т.д..

2. Учитель хлопает в ладоши, ученики также хлопают приблизительно столько же раз и считают аплодисменты.

3. Учитель стучит указкой по столу несколько раз, а ученики, сосчитав стуки, молча поднимают карточку с соответствующей цифрой.

4. На доске записано число или прикреплена цифра из раздаточного материала. Задача: показать (поднять в руке) столько же палочек.

5. Счет детей в классе. Учитель показывает на первого ученика, то встает, а все хором говорят «один», затем показывает на школьника, сидящего рядом, тот быстро встает (а первый садится), все хором говорят «два» и т.д.

Так же считают учеников, сидящих друг за другом в каждом ряду парт. Затем учитель предлагает не просто вставать, но и передавать свою карточку с цифрой (порядковый номер) следующем ученику, который поднимается после него, приобщает свою карточку и т.д.

Таким образом дети постепенно запоминают порядок счета.

Игры для развития пространственных представлений, внимания, памяти.

Расставь по росту.

Материал. Разной высоты предметы, игрушки, изображения на карточках и т.д.

Примечание. Желательно подобрать два-три предмета одинаковой высоты, чтобы вызвать у ученика некоторую растерянность, удивление, побудить задуматься, искать выход и, наконец, сделать нужные выводы.

Содержание игры. Задачи могут быть разные, например, расставить предметы от меньшего к большему или наоборот. А дальше несколько дополнительных вопросов: «Какой предмет имеет порядковый номер 7 (3, 4, 5 и т.д.)? Сколько предметов всего? Какой порядковый номер наибольшего (наименьшего) предмета? Назвать предметы, имеющие четные (нечетные) номера и т.д. ». В порядке увеличения (уменьшения) полезно раскладывать предметы разной длины (ширины).

Когда есть два одинаковых набора матрешек, коробок или других предметов, предлагаю расставлять их так: сначала найти два одинаковых крупнейших, а затем слева и справа от них - остальные предметы в порядке убывания.

Такой принцип игры применяется для закрепления представлений «широкий и узкий», «толстый и тонкий».

Отгадывание формы предмета на ощупь.

Материал. Различные геометрические фигуры, плоские и объемные игрушки, мелкие предметы: орехи, желуди, каштаны и т.д. Ими заполняют мешочек из ткани на 1/3.

Содержание игры.

Вариант 1. Ученику завязываю глаза, и он ощупью достает из мешочка предметы, на ощупь определяет, что именно в руке, называет вслух и только потом вытягивает руку из мешочка и показывает этот предмет.

Вариант 2. Учитель называет предмет, а ребенок ищет его на ощупь в мешочке.

Пароль - правильный ответ.

Содержание игры. Учитель расставляет на наборном полотне разноцветные флажки и карточки с примерами. На доске заранее записана задача (лучше в двух вариантах). Ученик получает ответственное поручение - «пройти» все посты «противника» (обозначены разноцветными флажками) и передать важные сведения в штаб (красный флажок) «Пройти мимо поста» значит правильно решить пример: вручить пакет командиру - правильно решить задачу. Учитель предупреждает, что поспешность, необдуманность приводит к ошибкам. На «постах» задерживают всех подозрительных, т.е. тех, у кого неправильный пароль (неправильный ответ). Эту игру желательно проводить, записав задание на доске. Например, (1 класс, 1 десяток):

6 + 3 =                  8 - 3 =

7 + 2 =                  9 - 7 =

9 - 7 =                   4 + 0 =

Задача. В одной клетке 6 кроликов, во второй - 2. Разместить кроликов так, чтобы в каждой клетке их было поровну.

Результат игры следует сообщить учащимся сразу, указав, кого и на каком посту «задержали». Победителей вызвать на середину класса и поздравить аплодисментами.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ