Дифференцированное обучение младших школьников.

on 11 Апрель 2012.

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

дифференцированное обучение младших школьников

 

 

 

 

Важным дидактическим условием эффективности самостоятельной работы является ее дифференциация. В теории и практике начального обучения проблема дифференциации самостоятельных задач разработана достаточно подробно.

Дифференциация обучения предполагает применение методов, организационных форм, направленных как на подтягивание отстающих в учебе, так и на углубление знаний учащихся, учащихся с опережением. За одинаковое время нельзя всех школьников научить качественно на предложенном уровне. Осуществляя дифференцированный подход к детям в обучении, надо знать особенности каждого, учитывать их в работе.

Распространено мнение, что у младших школьников индивидуальные различия незначительны, их легко выявить и учесть в рамках дифференцированного обучения. Но практика показывает: классы по своему составу очень неоднородные, различия в развитии детей достаточно заметны. И только с помощью дифференцирования можно достичь максимальных результатов по каждому ребенку.

Для осуществления дифференцированного обучения учителю необходимо:

- Изучать общую готовность детей к учебной деятельности и восприятия конкретного материала, в частности;

- Предвидеть трудности, которые могут возникнуть у детей во время усвоения нового материала;

- Применять в системе уроков дифференцированные индивидуальные и групповые задания;

- Осуществлять перспективный анализ: с какой целью планируются задачи, почему их надо использовать именно на этом этапе урока, как продолжить работу на следующих уроках.

Внутренняя дифференциация осуществляется во время уроков. Необходимость в ней тем больше, чем более разнородным является состав учащихся. Обучение здесь согласовано с возможностями различных групп учащихся. Общая программа рассчитана на повышение уровня всех школьников.

Наиболее эффективной является групповая дифференциация. Во всех типах общеобразовательных учебных заведений учащиеся классов делятся на группы. В такой группе учащийся может свободно выражать свои мысли, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Группы формируются учителем на основе уровня развития детей и пожеланий самих учащихся: ученики охотно работают с одноклассниками, которые имеют схожие интересы, стиль работы, с которыми связаны дружескими отношениями.

В развитых странах групповая дифференциация имеет различные варианты:

- Быстрые, средние и медленные группы (США)

- По уровню программ и учебных задач: повышенный (А), средний (Б), низкий (В) (Германия)

- За изучением отдельных учебных дисциплин, где работают «быстрые», «средние» и «медленные» группы (Франция)

- По распределению учащихся одной параллели на классы в зависимости от способностей (Англия);

- Распределение учеников класса на группы с целью соревнования (Япония).

Групповое обучение в целом педагогически оправдано. Однако всегда есть опасность сужения общего кругозора детей, которые работают в группах. Так, при распределении класса на сильных и слабых обычно возникает два варианта: либо больше внимания уделяется слабым, или - сильным. Оба варианта могут нанести ущерб той или иной группе учащихся.

Индивидуальная самостоятельная работа осуществляется преимущественно с помощью дифференцированных заданий, которые учитывают особенности индивидуальности ученика. С этой целью в школах внедряется уровневая индивидуализация обучения, когда учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных уровнях, но не ниже обязательного базового уровня. Как правило, в учебных программах выделяют три уровня сложности материала: базовый, средний и высокий.

Различные способы и приемы дифференциации можно свести к следующему: дифференциация по степени сложности заданий и дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

Дифференциация по степени сложности - это подбор разнообразных задач, которые можно классифицировать следующим образом:

- Задачи, требующие различной глубины обобщения и выводы;

- Задания, рассчитанные на разный уровень теоретического обоснования работы, которая выполняется;

- Задания репродуктивного и творческого характера.

Сложность каждого из них определяется сложностью его условия и количеством операций, необходимых для выполнения. Дифференциация по сложности используется не только как средство систематического и последовательного развития мышления учащихся, особенно со слабой подготовкой. Решение посильной задачи стимулирует учащихся к дальнейшей деятельности и повышает самооценку своих возможностей, позволяет перейти на более высокую ступень познания. Для этого подбирают задачи с наращиванием степени сложности.

Рассмотрим примеры постепенного наращивания сложности тренировочных упражнений на уроках математики во 2 классе по теме «Письменное сложение и вычитание двузначных чисел».

I. Какой из примеров решен правильно?

а) +75

17

-82

б) +75

17

-93

в) +75

17

-92

а) +67

28

-49

б) +67

28

-39

в) +67

28-40

а) +70 35-45

б) +70 35-35

в) +70 35-40

II. Выбери правильный ответ. Задания тестового характера. Устные вычисления.

39 - (7 - 4) =

а) 36;

б) 28;

в) 35.

39 - 7 - 4 =

а) 36;

б) 42;

в) 28.

III. Какое из неравенств является правильным?

а) 49 - 9> 49;

б) 80 + 5> 90;

в) 93 + 3 <100.

IV. В первой бочке было 33 л воды, во второй столько же, а в третий - на 12 л воды меньше, чем в первых двух бочках вместе. Сколько литров воды было в третьей бочке? Какое из выражений соответствует решению задачи?

а) (33 + 33) + 12;

б) (33 + 33) - 12;

в) 33 + (33 - 12).

Примеры заданий для самостоятельной работы с наращиванием степени сложности по русскому языку по теме «Правописание безударных гласных проверяемых ударением  е, и».

2. Отыщи в тексте слова с безударными е, и, выпиши их.

3. Найди предложения со словами: степи, ивы, грибы, тепленький.

4. Выпиши из орфографического словаря 3 существительных и 3 прилагательных с безударными е, и.

Упражнения предлагаются на доске или на специальных карточках с перечнем требований к их выполнению. Учитель может позволить детям самим выбирать задания, которое им захочется (легкое или более сложное). Это формирует соответствующую самооценку учащимися своих возможностей.

В процессе дифференциации по степени самостоятельности педагог предлагает всем учащимся упражнения одинаковой сложности, помогая при этом различным группам школьников. Информация о ходе решения варьируется по характеру:

- Конкретизация задачи;

- Решения вспомогательных задач, приводящих к решению основной задачи;

- Указание на прием решения;

- Наводящие вопросы;

- Наглядное подкрепление.

Учитель помогает различным группам школьников в зависимости от уровня их подготовленности. Так, в задаче первой группы указывается только цель, а пути ее достижения школьники ищут сами, учащимся II группы дается «подсказка», с чего начать, на что обратить внимание. С детьми III группы подробно анализируется последовательность мыслительных операций, необходимых для выполнения задач. Это позволяет школьникам овладеть рациональными приемами умственной деятельности. Постепенно (в меру сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы) количество необходимой информации - «подсказки» для II  и III групп уменьшается.

Выделяют три группы задач при дифференциации их по степени самостоятельности:

I.  Инструкционные.

II. С элементами помощи.

III. С элементами осмысленного применения знаний.

К I группе относятся инструкционные задачи, в которых раскрывается порядок и способ выполнения: подается образец действия или алгоритма, ее теоретическая справка с инструкцией или памяткой.

1. С алгоритмом выполнения.

Например, 43 * 2

Замени сомножитель суммой разрядных слагаемых.

Умножь на число каждый из слагаемых этой суммы.

Добавь полученные произведения.

Вычисли: 23 * 2, 44 * 2, 21 * 3.

2. С теоретической справкой, содержит сведения, практическое применение которых необходимо, чтобы выполнить задание.

Например.

Чтобы умножить число на произведение, можно вычислить произведение и умножить число на полученный результат, или умножить число на один из множителей и полученный результат умножить на второй множитель.

1) Вычисли результат всеми возможными способами:

7 * (7 * 3)

2) Вычисли результат удобным способом:

9 * (5 * 4)             6 * (7 * 5)

25 * (2 * 6)           39 * (2 * 5)

3. По образцу способа действия.

Например, в задании представлены операции над конкретными числами.

1. Выполни действия по образцу:

24*2 = (20 + 4) * 2 = 20 * 2 + 4 * 2 = 48

23 * 3

36 * 2

45 * 2

В этом случае аналогия примеров оказывается достаточно легко. Образец способа действия можно подать не только символически, но и в виде текста.

Как решить пример?

Рассуждаем так: запишем сомножитель 43 как сумму разрядных слагаемых 40 и 3;

43 * 2 = (40 + 3) * 2 = 40 * 2 + 3 * 2 = 80 + 6 = 86

каждое слагаемое умножаем на 2:

40 на 2 будет 80;

3 умножаем на 2, будет 6;

к 80 добавляем 6, получим 86.

Рассуждая так же, реши примеры: 45 * 2, 26 * 3; 54 * 2.

Благодаря такой «подсказке» предотвращаем механическом копирование образца. Выполняя задание, ученик осознает принципиальное сходство его к данному примеру. Это способствует углубленному усвоению способа решения и одновременно развития математического мышления школьника.

Инструкционные задания рассчитаны на первую ступень формирования познавательной самостоятельности (подражание, копирование, перенос по аналогии и т.п.) вместе с тем они создают определенные условия для перехода к более сложным задачам, требующим высшей степени познавательной активности и самостоятельности.

II. Вторую группу составляют задачи с различными элементами помощи, назначение которых-целенаправленно изменять процесс поиска способа решения. К задачам этой группы относятся:

1. С дополнительной конкретизацией (рисунок, схема, чертежи).

Цель таких задач - помочь учащимся увидеть в отдельных фактах общее и, наоборот, за общим положением увидеть отдельное.

Объясни по рисунку, как умножить сумму на число:

(2 + 3) * 4 = 2 * 4 + 3 * 4 = 8 + 12 = 20

(2 + 3) * 4 = 5 * 4 = 20

Вычисли различными способами: (4 + 5) * 2, (2 + 7) * 3.

2. Задача с репродуктивными вопросами, их дидактическая цель - организация познавательной деятельности учащихся, а также помощь им в воспроизведении знаний, необходимых для отбора способа решения или активизации мышления школьников, создание условий для самоконтроля и т.п.

Так, репродуктивный вопрос побуждает ребенка на воспроизведение правила. И это очень удобно, поскольку школьники, вспоминая его содержание, умело применяют правило для нахождения способа действия.

Пример:

Как получить число в несколько раз больше данного?

Реши задачу:

В магазине продали 8 ящиков груш, слив - в 2 раза меньше, а яблок в 3 раза больше, чем груш. Сколько всего продано ящиков с фруктами?

3. С дополнительными упражнениями, которые содержат подобные искомому способы решения, но менее сложные. Это позволяет выявить структуру основной задачи, использовать решения вспомогательного упражнения для его вычисления.

Пример:

Вычисли значение выражения:

(40 + 5) * 2 (10 + 2) * 6

(10 + 3) * 2 (30 + 6) * 2

4. С дополнительными указаниями. В зависимости от учебной цели в самых указаниях есть некоторая информация, необходимая для выполнения основной задачи или акцентирование на определенных этапах решения. Информация направляет на поиск, т.е. содержит сведения о способе учебной деятельности.

Указания, концентрируют внимание ученика на определенной части задания или на работе в целом, формулируются так: «Рассмотри внимательно схему задачи», «Подумай над планом ее решения».

Такая помощь особенно необходима в том случае, когда новая задача похожа на ранее выполняемые. Сходство содержания способствует актуализации усвоенных способов действий, поэтому необходимо с самого начала подчеркнуть отличие новой задачи, выявить его сущность.

Пример:

Реши примеры, подавая делимое в виде суммы удобных слагаемых:

60: 4 78: 6

56: 4 90: 6

5. Частично выполненные: содержат готовое решение какого-то действия, записанную подобную определенную операцию. Самостоятельная работа ученика здесь сводится к завершению задачи, воспроизведение ее после отдельных звеньев решения.

Конечно, в готовом виде целесообразны те элементы образа действия, которые трудны для учащихся.

Пример:

Реши задачу:

В магазине продали за день 265 кг сахара. После этого там осталось на 138 кг сахара больше, чем продали. Сколько сахара было в магазине в начале дня?

Завершить решение этой задачи:

265 + 138 = ... кг

265 + ... = ... кг

III. С элементами осмысленного применения знаний. Характерный признак дифференцированных заданий третьей группы - наличие элементов, требующих самостоятельного поиска ответов, выявление причинно-следственных связей, сходства и различия по сравнению, распознавания существенных признаков явлений, их классификации.

1. С вспомогательными вопросами, которые требуют:

- сравнение;

- установление причинно-следственных связей;

- обобщений и доказательств.

Важны в этом плане упражнения на сравнение, причем целесообразнее предлагать детям установить различие в математических фактах, чем их сходство.

Для выявления отличительных черт необходимо точно определить исходный момент поиска. Поэтому ставим вопросы, которые направляют на отбор одного из сравниваемых объектов, содержащих четко определенную особенность, которую следует выделить в результате сравнения.

Пример:

Реши задачи:

Саша нашел в лесу 14 грибов, а Таня в 2 раза меньше. Сколько грибов нашла Таня?

Саша нашел в лесу 14 грибов, а Лена на 2 гриба меньше. Сколько грибов нашла Лена?

В какой задачи нужно найти число, в два раза меньше данного?

1. Заверши решения примеров:

96: 4 = (80 + 16): 4 = ...

96: 6 = (66 + 30): 6 = ...

Почему второй пример целесообразно решать, представив делимое в виде суммы двух удобных слагаемых?

2. Реши примеры:

36: 2        52: 4

84: 7        91: 7

Не менее полезны, обобщающие вопросы, тесно связанные с выявлением причинно-следственных связей. Например, содержащие требование доказательства правильности выбранного способа действия. Вычислено правильно, как доказать справедливость этого равенства?

2. Задача с применением выбора решения. Особенность их - наличие ситуации выбора. Ученики, выясняя существенные признаки явлений, имеющих отнести их к определенному классу, что поможет им в дальнейшем определить правильный способ действия. В задачах с выбором решения предлагается несколько его вариантов к задаче. Здесь учитывается возможность ошибок в результате мышления по шаблону. Поэтому решение подаются правильные и неправильные, чтобы ученик не ограничивался познанием решения, а оказался перед необходимостью проанализировать и сравнить различные варианты работы, выбрать оптимальный. Для выбора следует предлагать 3-4 решения, поскольку значительный по объему материал ученикам, особенно слабоуспевающим, трудно воспринять.

Пример:

Володя купил 6 фломастеров, а Коля - в 2 раза больше. Сколько всего фломастеров у мальчиков?

Выбери из предложенных решаемое правильно:

1) 6 + 2 = 8 (фл.)              2) 6 * 2 = 12 (фл.)

6 + 8 = 14 (фл.)                 6 + 12 = 18 (фл.)

Запиши это решение в виде выражения.

3. К задачам с применением классификации относятся такие, в которых ученику по ряду признаков следует отнести пример или задачу к определенному классу.

Пример:

Выпиши примеры, для решения которых необходимо использовать правило умножения числа на сумму:

9 * 13 8 * 17

33 * 40 39 * 20

Реши эти примеры.

Все группы задач тесно взаимосвязаны, между ними есть определенная преемственность относительно уровня самостоятельности работы учащихся, и одновременно они существенно различаются. При выполнении заданий с инструкциями и другими элементами помощи самостоятельная деятельность учащихся ограничивается воспроизведением. Для выполнения задач с вариантами решений или требованием доказательства его правильности недостаточно копирования или воспроизведения, а нужны напряженная умственная работа, определенные умения и навыки. Ученики выбирают средства и методы решения задач, воспроизводя для этого необходимые знания, устанавливают последовательность практических действий. Самостоятельная деятельность в этом случае выходит за рамки репродуктивного мышления, становясь продуктивным.

Использование вышеперечисленных видов заданий дает возможность целенаправленно осуществлять дифференцированный подход к самостоятельной работе школьников на разных этапах урока.

Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы младших школьников в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся. Дифференцированные самостоятельные задания способствуют развитию умственных способностей, творческих возможностей каждого. К тому же дифференциация позволяет более полно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника: характер восприятия, мышления внимания, памяти, уровень подготовленности, особенности темпа работы, интересы, отношение к учебе. Дифференциация учебных заданий способствует повышению эффективности самостоятельной работы.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ