Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников
Что такое интеллектуальные способности школьников младшего школьного возраста? Как рассмотреть их специфику и помочь ребенку их развить?
Младший школьный возраст - это период приобретения знаний, их усвоения. Возрастные явления развития интеллекта и способностей характеризуются ростом темпа умственной активности, потребности к умственному напряжению, сосредоточенностью внимания, увеличением объема памяти, развитием мыслительных операций - умением анализировать, синтезировать, сравнивать факты, события.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизни осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приемы. Он может их классифицировать как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий или познавательный характер. Их целью является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям младшего школьника. И здесь на первое место выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер.
Хочу поделиться результатами своей экспериментальной деятельности по изучению у школьников младшего возраста особенностей развития интеллектуальных способностей.
Основные задачи исследования заключались в том, чтобы выявить структурные компоненты интеллектуальных способностей младших школьников, показать роль игры, психотренингов, разработать практические рекомендации по внедрению в учебно - воспитательный процесс результатов экспериментального исследования.
Ученикам было предложено 4 группы задач: 1 группа - задачи на выявление общей осведомленности; 2 группа - задачи на выявление умения классифицировать и систематизировать понятия и предметы по нескольким признакам; 3 группа - задачи на выявление умения детей обобщать; 4 группа - задачи на подбор аналогий, что характеризует образное и логическое мышление младшего школьника. К каждой группе (10 задач) были представлены инструкции, которые были понятны ученикам и выполнялись.
Анализ полученных результатов показал, что обнаруженный уровень развития интеллектуальных способностей учащихся недостаточен для младшего школьного возраста. Для повышения уровня развития интеллектуальных способностей был проведен формирующий эксперимент, в котором показана роль игры, психотренингов. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает его в этом возрасте «соответствующим природе ребенка». Приведу примеры игр, которые были предложены ученикам.
Игра «Всезнайка»
В качестве материала к игре можно использовать любой сюжетный рисунок, который имеет проблемное содержание. Младшим школьникам предлагается задавать учителю вопросы обо всем, что ученик хочет узнать. Если учитель не может ответить, то выигрывает ученик. После этого полезно предложить ему составить небольшой рассказ по этим рисункам. При этом следует обратить внимание, на какие вопросы ребенок дал ответ сам, а на какие нет. Определяется также характер вопросов, их четкость, осмысленность.
Игра «Поиск противоположных предметов»
Следует ориентироваться на различные признаки предметов и систематизировать противоположные предметы по группам. Задание направлено на сравнение предметов, поиск новых свойств предмета.
Игра «Выводы»
Надо решить задачу, сделать сравнительный анализ. Например. Сергей старше Лены, а Лена старше Николая. Кто старше, кто младше из детей?
Игра «Хорошо - плохо»
Каждое явление можно оценить с двух сторон: как хорошее и как плохое. Например - «драка»: мальчик сумел постоять за себя - это хорошо, разорвал одежду - это плохо, сумел защитить слабого - это хорошо, будут ругать родители - это плохо, показал кто главный - это хорошо, подрался с другом - это плохо.
Найди что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных явлениях:
- вылет самолета задерживается на 2 часа;
- учитель поставил ученику двойку;
- дома случайно выбросили твою игрушку;
- поездка в цирк откладывается.
Игра «Конструирование по образцу»
Направлена на выявление у детей уровня развития пространственного мышления, что лежит в основе формирования интеллектуальных способностей и анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
В качестве психотренингов в работе использовались словесные игры, головоломки, загадки, ребусы, проводились занятия по развитию сообразительности, быстроты мыслительных процессов.
Основная цель контрольного эксперимента заключалась в том, чтобы обнаружить изменения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников после проведенного формирующего эксперимента. Задачи аналогичны тем, которые были предложены учащимся в начале эксперимента, то есть: 1 - «осведомленность»; 2 -«классификация»; 3 - «обобщение»; 4 - «аналогия». Именно эти мыслительные операции, которые характеризуют уровень развития интеллектуальных способностей занимают центральное место в структуре интеллектуального развития школьников. Анализ полученных результатов показал, что в целом доминирует высокий уровень и выше среднего.
Высокий уровень - 6 учащихся (24%)
Уровень выше среднего - 18 учащихся (72%)
Средний уровень - 1 ученик (4%)
Низкий уровень - 0
Проведенное исследование показало, что у большинства учеников оказались позитивные сдвиги в развитии интеллектуальных способностей, в развитии познавательных процессов, мотивации обучения. Учителям необходимо систематически использовать в учебно - воспитательном процессе интересные задачи, головоломки, ребусы, анаграммы, игровые психотренинги. Нужно включать в работу больше заданий на развитие памяти, внимания, логического мышления. В основе развития интеллектуальных способностей младших школьников лежит высокий уровень мыслительных операций. Они, как известно, являются условием успешного, легкого, быстрого овладения учебной деятельностью.
Таким образом, использование вышеприведенных методов и приемов способствует всестороннему развитию личности ребенка, его интеллекта. Проведенное исследование показало большие возможности для формирования у младших школьников такого важного процесса познания мира, как интеллектуальные способности.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей