Классный руководитель. Основные задачи и направления работы.
Требования к личности классного руководителя
1. Общественно-гуманистическая направленность, которая предусматривает:
высокий уровень самосознания, общественного и национального сознания;
осознание гражданского долга, высокий уровень политической культуры и культуры межнационального общения;
высокий уровень нравственной воспитанности;
социальную активность и ответственность;
владение навыками общественно-гуманистической работы, умением творчески работать, использовать и ценить коллективный опыт, критически оценивать достигнутое;
владение умением участвовать в сотрудничестве, сотворчества;
способность к проявлению гражданской активности на благо России.
2. Профессионально-педагогическая направленность, сущностью которой является:
понимание социальной роли педагогической профессии, интерес к ребенку как субъекта деятельности, умение понимать его потребности и особенности, сложность и неоднозначность внутреннего мира;
педагогическая наблюдательность; педагогический такт.
3. Высокий уровень педагогического мастерства, который предусматривает:
знание основ предмета, задач и категорий педагогики;
знания возрастных, анатомо-физиологических и психических особенностей развития учащихся, социального формирования личности, понимание сути, целей, задач, форм и методов воспитания;
знания индивидуально-психологических и индивидуально-типологических особенностей воспитанников;
владение умениями и навыками организации воспитательной деятельности школьников, определения уровня воспитанности учащихся, умениями проектирования развития личности в коллективе, планирования, отбора, обобщения учебно-воспитательного материала;
владение приемами и средствами педагогической техники, умением устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами, ученическим коллективом, родителями, учителями, анализировать свою деятельность и деятельность коллектива, результаты работы.
Основные функции классного руководителя
Организаторские:
планирование и координация всей воспитательной работы с классом;
оказание помощи активу в организации класса;
установление связей с ученическим и педагогическим коллективами, родителями, общественностью;
обеспечения единства педагогических требований к учащимся;
ведение документации в классе
содействие развитию самоуправления в коллективе.
Аналитико-обобщающие:
содействие всестороннему развитию учащихся на основе изучения и учета их индивидуально-психологических особенностей.
Координационно-согласующие:
- обеспечение согласованности работы ученического, учительского, родительского коллективов.
Психологические:
- установление доверительных отношений с воспитанниками, снятие психологического напряжения в коллективе.
Стимулирующие-тормозные:
активизация или торможение ученической деятельности в зависимости от ее направленности.
Содержание работы классного руководителя
Изучение учащихся.
Объединения учащихся в коллектив.
Сотрудничество с детскими и молодежными организациями.
Работа с родителями, общественностью.
Сотрудничество с культурно-образовательными и внешкольными учреждениями.
Сотрудничество со школьным психологом.
Организация воспитательной деятельности: познавательной, трудовой, художественно-эстетической, общественно-гуманистической, физкультурно-оздоровительной, организаторской, ценностно-ориентационной.
Индивидуальная работа с учащимися.
Содержание воспитательной работы классного руководителя
Воспитание высокой нравственности у подрастающего поколения, формирование у него российского менталитета на основе возрождения национальных традиций.
Создание необходимых условий для физического развития школьников, сохранения и укрепления их здоровья.
Духовно-нравственное воспитание, доминантой которого является ориентация на общечеловеческие ценности.
Развитие умственных и физических способностей, формирование высокой познавательной культуры, организация содержательного досуга учащихся.
Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.
Создание условий для свободного выбора учащимися мировоззренческих позиций.
Гуманизация педагогического процесса, демократизация отношений в коллективе.
Учет интересов детей.
Организация работы с родителями.
«Золотые правила» классного руководителя
Учитель должен быть личностью, привлекательной для детей.
Учитель должен вызывать любовь и уважение детей к себе, если он сам любит, уважает каждого ребенка и заботится о нем, в отношениях с ним честен и откровенен.
Учитель должен быть откровенным в отношениях со всеми учениками.
Учитель должен быть веселым, шутливым.
Учитель должен рационально использовать свое время.
Учитель должен быть доброжелательным.
Учитель должен постоянно самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
Лозунг учителя: «Познай самого себя и помоги в этом своим ученикам».
Учитель должен реализовывать индивидуальный подход к ребенку, уметь его выслушать, поддержать в нем огонек самоуважения.
Классный руководитель должен создать ученический коллектив, в котором царят доброжелательные отношения, уважительное отношение друг к другу.
Педагог должен принимать только обдуманные решения.
Учителю следует любить и защищать ребенка, уважать его чувства.
Учителю необходимо воспитывать у детей самодисциплину.
Учитель - это тот человек, который любит детей, обладает педагогическим мастерством, постоянно пробуждает в юном сердце желание быть сегодня лучше, чем вчера, чувство уважения к самому себе.
Схема составления психолого-педагогической характеристики личности школьника
1. Общие данные.
Фамилия, имя.
Возраст.
Класс.
Общее физическое развитие.
Состояние здоровья.
Условия жизни в семье.
2. Учебная деятельность.
Способность к обучению:
особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению внимания);
уровень осознания изученного материала, скорость осмысления;
индивидуальные особенности памяти (скорость и прочность запоминания, легкость воспроизведения)
развитие мышления (способность различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных, понятий);
уровень развития воображения.
Усердие в учебной работе.
Интерес к занятиям, отношение к учебе (восприятие поощрения или наказания со стороны учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности).
Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и т.д.).
3. Особенности характера и темперамента.
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: направленность личности в отношении к людям, учебе, труду, самому себе (чуткость, доброта, коллективизм, исполнительность, бездушие).
Особенности темперамента, уровень работоспособности, общительности. Преимущественное настроение (веселый, грустный, подавленный), устойчивость настроения, причины изменения настроения.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Типы уроков в школе.
- Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии.
- Подготовительная работа и методика проведения уроков развития речи.
- Советы учителям, которые помогут им избежать «трудностей» в работе с учениками.
- Технология интерактивного обучения.
- Личностно-ориентированное обучение с использованием интерактивных технологий.
- Предотвращение и устранение графических ошибок первоклассников.