Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Начало читайте здесь.
В младшем школьном возрасте детей интересует все, что связано с запретом, например – табак, алкоголь, и даже наркотики, их действие, способы употребления. Ведь все вышеперечисленное является запретным и неизвестным, и как все запретное и незнакомое вызывает особенно острое любопытство. По данным исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо почти ничего не поняли. Знания о наркотиках – отрывочны. Пробовали запретное единицы. Активное потребление чаще всего связано с «легальными наркотиками» (табак, алкоголь) и токсическими веществами (токсикомания).
Немаловажным фактором приобщения к табаку, алкоголю, наркотикам, может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Чаще это находит проявление в среде мальчиков. Школьник с радостью показывает всем, какой он храбрый - не думая о последствиях, перебегает прямо перед носом мчащейся машины дорогу, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». И, в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к запрещенным веществам.
Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли – роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе общественных отношений создает особую моральную направленность ребенка. Для него учеба в школе является не просто усвоением знаний, школьная деятельность проживается им как его собственная работа, трудовая деятельность, как участие в повседневной жизни общества.
Поэтому, такой способ осознания школьником своей учебы приводит к тому, что школа становится центром жизни для детей. А то, каким образом школьник справится со своими ученическими обязанностями, его успех или неуспех в учебе, имеет для ребенка острую аффективную окраску. И такое понятие как «школьная дезадаптация», используемое для обозначения широкого спектра нарушений в деятельности ребенка как субъекта учения, является, по-видимому, основным фактором риска проявления девиантного поведения, характерным для этого возраста.
Зарубежный ученый Э. Эриксон выделяет две возможные причины нарушений развития ребенка в младшем школьном возрасте (в его теории этому периоду соответствует стадия «прилежание, трудолюбие против неполноценности»): «Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребенка к жизни школьной, или когда школьная жизнь не подтверждает надежды ранних стадий».
Стадия психосоциального развития, соответствующая школьному возрасту, по мнению Э. Эриксона, является решающей в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологического этноса культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию, – успехи в учении - позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами.
Таким образом, в младшем школьном возрасте не теряют своей актуальности факторы, влияющие на формирование девиантного поведения, характерные для периода дошкольного детства. Однако, приобретают большую значимость такие факторы риска или защиты, как школьная дезадаптация (как фактор риска) - или - хорошая адаптированность к школьным условиям, успешность в учебной деятельности (в качестве защитного фактора).
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей