Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Урок родного языка и литературы ... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом на пути к глубокому взаимопониманию между учителем и учеником?
Эти вопросы заставляют педагогов задуматься и искать ответы.
Перед учителем русского языка и литературы стоит ответственная задача не только лелеять родной язык, но и уметь донести каждое слово в тонких красках, тонах и красотах, чтобы оно побуждало детскую душу к труду, благородным действиям и поступкам.
Каждый урок должен быть воспитывающим, т.е. реализовывать воспитательный потенциал, заложенный в бессмертных произведениях русских писателей, в культуре русского народа.
Поэтому, идя на урок, учитель литературы ставит перед собой цель восстановить изначальное благородство русского народа, его национальное достоинство и самостоятельность, высокую нравственность и трудолюбие.
Такая цель требует нестандартного подхода к проведению уроков русского языка и литературы.
Урок должен быть личностно-ориентированным, то есть давать возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир. На таком уроке каждый ученик может максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.
Словарный запас учащихся должен постоянно обогащаться словами- терминами, значение которых сразу запомнить трудно. Поэтому ученикам может понадобиться ведение короткого словаря литературоведческих терминов. А после изучения отдельных разделов учитель может проводить литературные диктанты.
Вопросы для него могут быть примерно такими:
1. Один из самых распространенных видов искусства, образно воссоздает жизнь посредством слова. (Литература)
2. Основной источник, из которого развилась литература. (Фольклор)
3. Слова, употребляемые в переносном значении. (Метафора)
4. Воплощение в образах животных, растений, предметов, явлений абстрактного понятия или мысли. (Аллегория) и т.п.
Это способствует самоконтролю знаний по теории литературы, позволяет лучше понять художественное произведение.
Литература - предмет особый, он предусматривает напряженную работу не только мысли и памяти, но и души и сердца. Каждый ребенок имеет в душе золотое зерно, которое, попадая в плодородную почву, дает побеги добра, правды, достоинства, справедливости, чести, гордости, человечности. Надо только найти его, это золотое зерно, коснуться того единственного колокольчика, что наполнит жизнь одухотворенным содержанием.
На уроках литературы, рассматривая содержание произведения, анализируя поступки и чувства персонажей, нужно через восприятие авторской позиции учить детей мыслить, творить, преклоняться перед мудростью, быть добрыми и честными, воспитывать любовь и уважение к родителям, уважение к людям.
Первая ступень литературного образования учащихся - это путь к книге. Известное выражение: скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты - говорит о том, что перед учителем стоит важная проблема: научить вдумчивому, выразительном, быстрому чтению.
Поэтому воспитание у детей интереса к книге, к чтению как виду деятельности, способствует развитию познавательных интересов, улучшению грамотности.
Необходимо учить учащихся работать с вспомогательными справочными и литературными источниками - и не просто воспринимать информацию, а аргументированно выражать собственное видение проблем, убедительно отстаивать свои взгляды.
Искусство анализа заключается в том, чтобы заново открыть перед учениками художественное произведение, вызвать глубокие чувства и переживания. Только на базе эмоционально - познавательной активности формируются у детей критерии оценки жизненных явлений, производятся моральные принципы.
Чтобы выработать у школьников внимательное отношение к художественному тексту, умение в процессе чтения глубоко воспринимать написанное, замечать детали, нужно применять на уроках разнообразные, интересные для учащихся приемы проверки знаний прочитанного.
Один из таких приемов - работа с тестами, которые можно использовать на всех этапах проработки темы и особенно эффективно - для проверки глубины усвоения художественных текстов.
Словесное творчество - это мощный стимул духовной жизни ребенка, эффективное средство умственного развития школьника, источник вдохновения в овладении культурой связной речи, способ развития познавательных интересов.
Старайтесь, чтобы основное учебное время было отведено именно развитию умения учащихся самостоятельно читать, наблюдать, мыслить, анализировать, обобщать, конспектировать, потому что все это способствует развитию познавательных способностей учащихся, формированию личности ребенка.
Духовное формирование будущего человека средствами художественной литературы - дело очень ответственное. Оно требует от учителя упорного труда и любви, ведь он сеятель добра, правды, знаний, создатель детских душ.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей