Активные методы обучения чтению.
Книга воспитывает ребенка, дает сил, помогает жить, всесторонне развивает. Поэтому чтение книг в системе обучения и воспитания современной российской школы занимает особое место.
Школа вооружает ребенка навыками чтения, то есть формирует читателя. Но этого недостаточно: она должна воспитывать активного читателя, который был бы в состоянии самостоятельно прочесть книгу и критически осмыслить ее содержание. Эти навыки формируются в начальной школе на уроках чтения и внеклассного чтения.
Как правило, учитель, обучая учеников чтению и пониманию художественного текста, использует такие традиционные методы и приемы обучения чтению: выразительное чтение вслух, чтение молча - «про себя», пересказ прочитанного, словарная работа, беседа.
Однако каждый творческий учитель имеет в своем арсенале набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них критического мышления. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, интерпретируют и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге. Исследования показывают, что именно на активных занятиях по технологии развития критического мышления учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.
Особенностями уроков чтения и внеклассного чтения, построенных на принципах критического мышления, являются:
- в обучение включаются задачи, решение которых требует мышления высшего уровня;
- учебный процесс организуется как исследование учащимися определенной темы или проблемы;
- результатом обучения является не усвоение фактов или мыслей, а выработка собственных суждений;
- учащиеся мотивированы для обсуждения проблем и способны к сотрудничеству.
Урок, построенный по технологии развития критического мышления, имеет трехфазное структуру: фаза актуализации, фаза построения знаний, фаза консолидации.
Фаза актуализации имеет целью:
- актуализировать («оживить») в памяти учащихся уже имеющиеся знания;
- установить цели обучения;
- сосредоточить внимание учащихся на теме;
- представить контекст для того, чтобы они поняли новые идеи.
Фаза построения знаний происходит в основной части урока и ставит цель:
- сравнить ожидания учащихся с тем, что изучается;
- пересмотреть ожидания и выразить новые;
- сделать выводы и обобщения материала;
- совместить содержание урока с личным опытом ученика;
- задать вопрос изученного на уроке материала.
Фаза консолидации преследует цель:
- обобщить основные идеи;
- обменяться мнениями;
- выявить личное отношение.
Специальные методы обучения, которые обеспечивают развитие критического мышления учащихся, можно использовать, начиная со старших классов начальной школы.
На уроках чтения и внеклассного чтения чаще всего применяются следующие активные методы обучения.
Предположение на основе предложенных слов. Этот метод применяется при актуализации для того, чтобы настроить учащихся на восприятие художественного текста, при котором они будут читать или слушать на уроке. Учащиеся в парах или малых группах совместно составляют определенную историю, используя несколько слов, взятых из произведения.
Направленное выслушивание и обдумывание. Ученики слушают произведение, которое им читает учитель, и делают предположения относительно того, о чем будет идти речь в тексте далее. Учитель просит школьников время от времени сверять свои предположения с текстом произведения и выражать новые предположения.
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при самостоятельном чтении («про себя») с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Карта персонажей. Задача, при выполнении которой применяется графический организатор - для того, чтобы помочь ученикам проанализировать главных персонажей. Этот метод помогает школьникам записать черты героев и графически изобразить их с целью сравнения и противопоставления.
Доска вопросов. Место, где ученики записывают свои вопросы по прочитанному произведению.
Оставьте последнее слово за мной. Метод обсуждения, при котором учащиеся по очереди комментируют ту цитату, которую они выбрали в тексте.
Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями. Методика, предполагает формулирование определенного вопроса для всего класса: сначала учащиеся обдумывают свои ответы самостоятельно, затем со своим соседом по парте сравнивают свои ответы, учитель выборочно вызывает несколько пар и просит их поделиться своими ответами со всем классом.
Дебаты. Этот метод дает возможность учащимся попрактиковаться в том, как делать утверждения и защищать их аргументами в условиях, когда другие выдвигают свои утверждения.
Использование этих и других методов активного обучения позволит учителю отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения в младших классах и способствовать воспитанию активного, сознательного, критически мыслящего читателя.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Игра в системе обучения младших школьников, ее роль и место.
- Развитие навыков чтения в начальной школе.
- Формирование экологической культуры младших школьников.
- Игры на уроках английского языка.
- Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним.
- Игры на уроках литературы.
- Дидактические игры в начальной школе в процессе обучения грамоте первоклассников.