Дидактические игры в начальной школе в процессе обучения грамоте первоклассников.
Правда или нет.
Цель. Формировать у учащихся умение воспринимать предложения как синтаксическую единицу.
Оборудование: фишки красного и зеленого цвета для каждого ученика, рисунок с изображением Незнайки.
Игровое действие. Незнайка написал для меня несколько предложений, но никак не могу решить, это правда или шутка. Помогите мне, пожалуйста.
Правила игры: учитель зачитывает предложения. Если оно истинно, ученики поднимают зеленую карточку, если ложное - красную. Один из учеников объясняет Незнайке, какая в предложении ошибка.
Примеры предложений:
Зимой куры улетают в теплые края.
Подорожник - это полезная лекарственное растение.
На нашей яблоне выросло много вкусных шишек.
В сосновом лесу мы собирали морковь.
Сова днем спит, а ночью ищет себе пищу.
Внимательные ладошки.
Цель. Обобщить знания детей о словах - названия одушевленных и неодушевленных предметах.
Игровое действие. Сейчас мы потренируем ваши ладошки.
Правила игры: учитель называет слова - названия одушевленные и неодушевленные, учащиеся должны «поймать», хлопая в ладоши, те слова, которые отвечают на вопрос кто?
Телеграф.
Цель. Формировать у учащихся умение определять количество слогов в слове.
Игровое действие. Сейчас мы с вами будем телеграфистами и передавать слова в другой город (предварительно учитель объясняет детям, как работает телеграф).
Правила игры: учитель называет ученику слово, а тот должен отстучать по парте столько раз, сколько слогов в этом слове. Все другие «контролеры» - проверяют правильность выполнения задания. Позже ученики могут играть самостоятельно в парах, давая задание друг другу.
Цепочка.
Цель. Совершенствовать умения детей делить слова на слоги.
Игровое действие. Учитель показывает детям цепочку на рисунке или настоящую, обращая внимание на то, как одно кольцо соединено с другим. Затем предлагает создать цепочку из слов так, чтобы они соединялись одинаковыми составами.
Правила игры: класс делится на команды (по рядам). Каждой команде учитель предлагает первое слово, а дальше ученики самостоятельно продолжают составлять цепочку: мышь - шапка - картина и т. д. На каждое правильное слово, которое называет команда учитель рисует на доске кольцо цепочки. Если кто-то ошибается или долго размышляет, цепочка рвется. Побеждает команда, в которой он разорвется наименьшее количество раз.
Волшебная палочка.
Цель. Формировать у учащихся умение различать отдельные звуки в слове.
Оборудование: палочка из серебристой или золотистой бумаги (волшебная).
Игровое действие. Злая колдунья заколдовала некоторые предметы в нашем классе. Чтобы их раз колдовать, нужно правильно произнести все звуки в названии этого предмета.
Мячик.
Цель. Формировать у учащихся умение подбирать слова с обучаемым звуком.
Оборудование: небольшой мяч.
Игровое действие. К нам в гости закатился мячик. Тот, к кому он попадает, должен научить его словам, в котором есть звук ....
Правила игры: учитель дает первому ученику мяч, тот называет слово с изучаемым звуком и передает мяч следующему, который тоже называет слово и т. д.
Накорми зайчика.
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
Нажми кнопку.
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слогов с обучаемым звуком.
Оборудование: текст букваря
Игровое действие. Представьте, что квадратики со слогами в букваре - это кнопки. Я называю состав, а вы нажимаете его на клавиатуре.
Правила игры: учитель называет состав, а ученики «нажимают» тот квадратик, в котором этот состав написано. Правильность выполнения задания проверяет сосед по парте.
Быстро слово ищи.
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.
Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.
Белочка.
Цель. Формировать у детей умение объединять слоги в слова.
Оборудование: рисунок с изображением белочки, изображения грибов с написанными на них слогами.
Игровое действие. Помогите Белочке собрать грибочки и прочитать, что на них написано.
Правила игры: белочка прыгает с одного грибочка на другой, а дети в это время читают слоги и образуют из них слова.
Собери слово.
Цель. Формировать умение самостоятельно составлять и записывать слова из заданных букв.
Оборудование: буквы, написанные на доске.
Игровое действие. У нас на доске надпись.
Котик шел, хвостом махнул-
Да и рассыпал буквы все.
Ты быстренько их собери
И, как правильно расставишь,
Слово быстро прочитаешь.
Правила игры. Из предложенных учителем букв ученики составляют слова и «печатают» их в тетради. Побеждает тот, кто составит больше слов. Выполнение задания следует ограничить во времени. Например, кто соберет больше слов за три минуты.
Поймай ошибку.
Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
Разведчики.
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Сейчас вы станете разведчиками и будете искать нужные слова на чужой территории.
Правила игры: учитель делит класс на три команды. Первая - ищет в тексте все слова, обозначающие названия предметов, вторая - слова - названия действий, третья - названия признаков предметов. Затем команды зачитывают, что они нашли. Побеждает та команда, которая ни разу не ошибется и не пропустит слова.
Правила игры: учитель касается какого-то предмета в классе палочкой, а ученики хором или по одному называют последовательно все звуки в названии этого предмета.
Лото в парах.
Цель. Формировать у учащихся умение выполнять звуковой анализ слова.
Оборудование: предметные картинки, фишки с условным обозначением звуков для каждого ученика.
Игровое действие. Сейчас каждый из вас станет шифровальщиком и попытается зашифровать слова с помощью фишек.
Правила игры: на партах детей размещены предметные картинки и фишки. Один ученик кладет рисунок на парту, другой называет его и выкладывает из фишек звуковую модель. Затем учащиеся меняются ролями. Во время игры учитель ходит между рядами и контролирует правильность выполнения задания.
Овощи.
Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о гласных и согласных звуках.
Оборудование: картинки с изображением овощей.
Игровое действие. Осенью люди всегда собирают урожай. Мы с вами сегодня тоже будем собирать урожай, но необычный: он состоит из названий овощей.
Правила игры: картинки с изображением овощей размещены по всему классу. Учитель дает задание, а ученики подбегают к тому рисунку, который отвечает ему. Примеры заданий:
Найдите овощ, название которого:
- Начинается с громкого звука;
- Начинается с согласного звука;
- Начинается с согласного твердого звука(Мягкого)
- Содержит звук А (о, у, и, м, в, к) и т. д.
Поскольку игра подвижная, то ее лучше использовать в конце урока после этапа подведения итогов.
Кто в слове командир.
Цель. Обобщить и систематизировать знания о буквах, обозначающих гласные звуки.
Оборудование: буквы А, О, У, И, И, Е из разрезной азбуки для каждого ученика.
Игровое действие. В словах «руководят» буквы, обозначающие гласные звуки, ведь сколько гласных, столько и слогов. Попробуем отыскать командиров в каждом слове.
Правила игры: учитель называет слова, а дети поднимают карточки с буквами, обозначающие гласные, которые есть в этом слове.
Например, рыба - Ы, А; кот - О.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Формирование грамотности учащихся на уроках русского языка.
- Сопровождение гиперактивного ребенка.
- Особенности работы с гиперактивными детьми.
- Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах.
- Дифференцированное обучение младших школьников.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках математики.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках чтения.