Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках русского языка.
На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.
Согласно основных способов усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:
- упражнения на звукобуквенный анализ-этот тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя-сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;
- упражнения на запоминание-при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;
- упражнения на решение орфографических задач-это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.
От цели, которую ставит учитель на каждом этапе изучения материала зависит содержание самостоятельных задач. В одних случаях самостоятельной работой учитель старается создать условия для четкого осознания учащимися специфики грамматических явлений, в других-подвести к обобщению или закрепить определенный способ действия и т.д..
В начальных классах изучается много правил, которые требуют от учащихся последовательного выполнения определенных умственных действий-определение безударных гласных звуков или звонких или глухих согласных, падежных или личных окончаний; различия префикса и предлога, существительного и глагола подобное.
Предлагаем систему заданий для самостоятельных работ по русскому языку, основной целью которых является предотвращение грамматических ошибок, выработка навыка правильного письма и повышение интереса к языку. Приведем примеры задач по теме «Прилагательное» в начальных классах.
1. Прочитай, подумай и отгадай загадки. К каждому слову-отгадке (существительному), подбери по несколько прилагательных и запиши.
Тоненький, кругленький, сердце черненькое, кто на его след посмотрит, мысль его узнает.
Текло, текло и легло под стекло.
Глянешь - заплачешь, а лучше него нет в мире.
Кто рисунок на окне за ночь сделал мне?
Отгадки: карандаш, река, солнце, мороз.
Пример: Карандаш красный, короткий, тонкий, длинный.
2. С представленными словосочетаниями составь предложения, употребляя существительные и связанные с ними прилагательные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Зимний день. Могучий дуб. Широкий степь. Ясное солнце. Синее море.
3. Замени пословицу одним словом.
И сам не гам, и другому не дам.
У лжеца язык и до ушей достает.
Слова для справок: скупой, лживый.
Определяя самостоятельные задания, учитель использует прежде всего учебник, в котором сосредоточено большое количество задач, связанных с текстом. Такие упражнения позволяют более осознанно формировать речевые умения учащихся. В учебнике представлено много упражнений, где предлагается найти соответствующую часть, достроить ту, которой не хватает.
Усиление практической направленности уроков родного языка требует от учителя постоянного внимания к формированию у учащихся умений и навыков. В системе самостоятельных упражнений на развитие устной и письменной речи учащихся доступными и эффективными являются такие, которые предусматривают составление предложений, распространение их по представленным указаниями, а особенно работу по демонстрационными картинами, таблицами, сюжетными рисунками индивидуального пользования. Так, применяя, например, сюжетные рисунки, учитель может предложить самые разнообразные виды заданий по развитию речи: составление предложений по опорным словам и выражениям, запись полных ответов на вопросы; придумывание рассказа, придумывание названия рисунка и т.д..
Важное значение, на уроках русского языка, должны играть также индивидуальные карточки. Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предлагать дифференцированные задания. Особенно полезны карточки с заданиями, в которых учитель определяет для ученика последовательность умственных и практических действий.
Например, при изучении темы «Имя существительное» в начальных классах.
Карточка № 1
Запиши по одному существительному мужского, женского, среднего рода.
Придумай с каждым словом предложения.
Запиши предложения. Подчеркни в нем подлежащее и сказуемое.
Карточка № 2
Прочитай слова: весна, солнце, снег, трава, стебельки, почки, листья, пчелка, товарищ.
Определи отличие существительных. Для этого:
а) определи род;
б) найди окончание слова;
в) по роду и окончанию определи отличие.
3. Запиши существительные столбиками в следующем порядке: I, II, III
Карточка № 3
1. Прочитай слова: край, письмо, выстрел, вечер, чудо.
2. Запиши их столбиком.
3. Подбери к ним родственные существительные. Отметить отличие цифрой.
Пример: край - страна
В процессе тренировочных упражнений и проверки усвоенного полезно применять также различные виды перфокарт. С их помощью можно практиковать упражнения на определение количества слогов в слове, слов в предложении: распознавание орфограмм, частей речи и т.д..
Перфокарта может иметь различный вид - в зависимости от того, какие навыки формируются или проверяются. Наличие большого количества разработанных перфокарт позволяет обеспечить задание как сильных, так и слабых учеников. Проверять такую работу можно очень быстро, а главное-тренировка с использованием перфокарт привлекает внимание учащихся к изучаемой орфограмме, развивает их бдительность позволяет экономить время.
Используются перфокарты также для усвоения письма словарных слов.
Усвоение словарных слов
Абр…кос, ап…льсин, к…нюшня, кил…грамм,
в… лосипед, в…кзал, ч…решня, р…дактор.
Изучение темы "Род существительных. Единственное и множественное число существительных"
Слово
Единственное
Множественное
Мужской род
Женский род
Средний род
Особенно важна наглядная основа для выполнения словарно-логических упражнений, потому у младших школьников еще отсутствует четкое представление о содержании слова или понятия и нередко их язык бывает однообразной и односторонней: ребенок употребляет преимущественно конкретные бытовые слова и очень мало пользуется словами-обобщениями, абстрактными понятиями, словами-терминами. Чтобы избежать таких недостатков, следует чаще проводить различные словарно-логические упражнения, ведь выполняя их, дети учатся классифицировать и обобщать, устанавливать сходство и различие.
В начальной школе этот вид работы целесообразно проводить следующим образом: сначала учитель выясняет, все ли слова известны детям, правильно ли они их называют, затем учащиеся самостоятельно подбирают обобщающее название.
Иногда с целью запоминания словарные слова можно располагать ритмично и так, чтобы они рифмовались. Конечно, это не стихи и тому подобные наборы слов не несут смысловой нагрузки, однако таким образом запоминаются быстрее. Поэтому, используя такой вид работы как письмо по памяти, детям могут быть предложены такие наборы словарных слов.
горизонт, диктант, минута,
велосипед, диван, ребенок.
ковер, улица, колодец,
черешня, тростник, пшеница.
На этапах закрепления, обобщения и систематизации знаний полезной самостоятельной работой являются упражнения на классификацию и обобщение: подведение видовых понятий под родовые и наоборот; сопоставление и противопоставление. Например, после ознакомления детей с понятием о частях речи можно предложить для самостоятельной работы классификацию существительных по признаку рода, числа и т.д.
Почти все виды этих упражнений учащиеся могут выполнять самостоятельно по указанию учителя или по образцу.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей