Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках чтения.
Разнообразие содержания и характера учебных задач.
Для организации самостоятельной работы на уроках учитель использует упражнения различного содержания и характера. Цель организации самостоятельной работы определяет ее содержание и методику. Поэтому виды самостоятельных заданий чрезвычайно разнообразны и одновременно они отражают специфику формирования основных умений и навыков именно по конкретному предмету.
Поэтому будем рассматривать этот вопрос в контексте отдельных учебных предметов.
Самостоятельная работа над текстом на уроках чтения в начальных классах.
Цель-выработать у учащихся полноценные навыки чтения и научить понимать идейное богатство произведения и средства создания художественного образа.
Согласно зависимости от цели содержание заданий будет разным. Для реализации первой части нужно использовать тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыков сознательного, правильного, выразительного и быстрого чтения, а для второй-задача на осознание содержания художественных образов, их оценку, выражение чувств и т.д.. Но в обоих случаях перед учителем встает проблема организации самостоятельного перечитывания текста с учетом его жанровой специфики: если при чтении научно-познавательной статьи основная цель учащихся-понять, усвоить наиболее полно существенные признаки, связи между событиями, явлениями, то при чтении художественных произведений главное-чтобы дети ярко, образно и конкретно восприняли художественные образы, ведь ими полностью передается богатство содержания произведения.
Для совершенствования навыка чтения у учащихся учитель может использовать такие виды работы над текстом:
Чтение текста учителем.
1. Чтение учащимися вслух.
2. Выборочное чтение.
3. Выборочное чтение по рисункам.
4. Выборочное чтение по вопросам.
5. Чтение по ролям.
6. Чтение «цепочкой».
7. Словарная работа.
8. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.
9. Составить окончание к тексту.
10. Составить начало рассказа по данной концовке.
11. Составление плана текста.
12. Разделение текста на части и подбор заголовков.
13. Составление плана отдельных частей текста.
14. Чтение с изменением темпа.
15. Интонационное чтение.
16. Чтение части текста, которая наиболее понравилась.
17. Чтение отрывка, вызывающего печаль, радость, сочувствие.
18. Чтение описания.
19. Чтение характеристики героев.
20. Чтение строк, в которых выражается отношение к герою.
21. Чтение вопросительных (восклицательных) предложений.
22. Чтение текста с пропущенными словами.
23. Чтение по абзацам.
24. Эмоциональное чтение с изменением голоса.
25. Чтение выделенных частей текста.
26. Отыскание строк и их чтение по данному плану.
27. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.
28. Чтение в темпе скороговорки.
29. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.
30. Чтение диалогов.
31. Чтение образных слов и выражений.
Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, во 2-3-х классах ознакомиться с текстом дети могут и самостоятельно. Однако перед чтением также необходимо дать учащимся конкретное задание, доступное для первичного ознакомления. Например: «Прочитайте рассказ. Подготовьтесь ответить, в какое время происходили эти события», «Прочитайте и отметьте точкой непонятные слова и выражения», «Прочитайте и найдите ответ на первый вопрос учебника» и др.
Если на уроке рассматривается текст познавательного характера, то сначала учитель подчеркивает учащимся, на что надо обратить внимание при чтении, разъясняет задачи и вопросы к тексту, определяет и объясняет непонятные детям слова и выражения.
Наиболее распространенные самостоятельные задания-на воспроизведение прочитанного, выборочное чтение и т.д. Но чем шире у учителя диапазон знаний о типах целесообразных задач в процессе самостоятельного чтения, тем больше у него возможностей для организации действительно разнообразной время целенаправленной работы над текстом.
Для организации самостоятельной работы с разной целью советуем практиковать задачи:
- На воспроизведение фактического содержания прочитанного;
- Словесное рисование по представлению;
- Поиск, анализ, сравнение, выделение главного, доказательства, обобщения;
- Выявление авторской точки зрения;
- Обучение различного рода планирования и др.
Важным приемом для формирования навыка выразительного чтения является чтение вслух. К нему следует готовиться за такими задачами, которые действительно давали детям возможность осмысленно воспроизводить интонацию произведения. Например:
- Прочитать текст и найти предложения, которые произносятся с разной интонацией;
- Прочитать и найти авторскую подсказку о том, как следует читать (например, в тексте есть слова «мама объяснила», «мальчик удивился», «отец разгневался» и т.д..)
- Прочитать и попытаться представить, какие чувства переживают герои;
- Прочитать и найти слова, которые следует произнести громче, тише, «с нажимом», мягко, с возмущением, перед которыми надо остановиться.
Целью самостоятельных заданий на выявление новых фактов, явлений, отбор и группировка материала является всесторонний анализ текста. Эти задачи готовят детей к таким сложным умениям, как определение главной мысли, составление плана, обучение краткому пересказу.
Все приведенные виды задач могут использоваться для работы над текстами разных жанров, нужно лишь правильно учесть уровень подготовленности детей.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках русского языка.
- Внеклассная работа по немецкому языку.
- Работа на уроках немецкого языка с литературными произведениями.
- Каким должен быть современный урок?
- Особенности работы с детьми, которые плохо учаться.
- Математические загадки для школьников.
- Золотые заповеди родителям.