Как сохранить психическое здоровье учителя.
Упражнения для сохранения психического здоровья учителя.
Упражнение «ПРОБЛЕМА».
Цель упражнения: снизить субъективную значимость личных проблем.
Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Подумайте о своей личной проблеме, которая в последнее время наиболее актуальна и значима для вас. Старайтесь сформулировать свою проблему в нескольких словах, которые вы проговариваете мысленно.
А теперь представьте лицо человека, который знает о вашей проблеме и с которым вы недавно ее обсуждали. Старайтесь как можно четче представить этого человека: что он говорил вам и вы отвечали ему. Вспомните, в какой ситуации вы общались. Восстановите в своем воображении интерьер комнаты, внешнего окружения. А теперь попробуйте ваш разговор, комнату, где вы говорили, себя и своего собеседника увидеть со стороны, так, как вы смотрели на эту картинку в зеркале.
Когда вы четко представите все это, подумайте о людях, которые живут в вашем доме, ваших ближайших соседей. Подумайте о своем микрорайоне, городке, в котором вы живете. Подумайте о всей нашей стране и об огромном количестве людей, ее населяющих.
Представьте себе всю нашу Землю и людей, живущих на ней, разных по цвету кожи, бедных и богатых, несчастных и счастливых. Продвигаясь далее, подумайте о всей нашей солнечной системе, об огромном и палящем солнце, о планетах и спутниках, которые вращаются вокруг нее. Старайтесь почувствовать бесконечность и необъятность космоса, его величие и вечность. А сейчас ... Подумайте еще раз о своей личной проблеме.
Резюме. Человек способен спокойно и рассудительно рассуждать о своей проблеме, снизив ее субъективную значимость, расширяя свое видение и находя новые аспекты самоанализа.
Упражнение «МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ».
Цель упражнения: вырабатывать привычку, держать себя в «форме» в сложных жизненных ситуациях, эффективно избавляться от внутреннего напряжения и успокаиваться.
Удобно устройтесь на своем месте, успокойтесь и расслабьтесь. Подумайте о своих трудностях дома и на работе. Что это за трудности? Как вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете?
А теперь представьте вашу жизнь, если случилось что-то страшное. Подумайте о том, как бы вы пережили это, какие последствия для вашей дальнейшей жизни имеет это событие. Представьте себе это в подробностях, так, будто оно произошло в действительности. Наконец вспомните ваши реальные проблемы.
Ожидаемый результат: позитивное восприятие человеком тех трудностей, которые реально существуют.
Упражнение «ПОСМОТРИ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ТЕБЯ ЛЮБИТ».
Цель упражнения: активизация уверенности в себе, позитивного отношения к своей личности, достижения внутренней гармонии, преодоление депрессии.
Примите удобную позу. Определите для себя человека, который вас любит или когда-то любил. Как можно четче представьте этого человека, его внешность и характер. А теперь постарайтесь изменить свою позицию наблюдения. Вы якобы входите в этого человека, вы получаете возможность увидеть себя со стороны, его глазами. Вы находите в себе черты, о которых вы не догадывались или считающиеся недостатками. Вы понимаете, что заслуживаете любви, вами можно восхищаться.
Сохраняя такое позитивное видение себя, возвращайтесь в исходную позицию, становитесь самим собой. Помните о человеке, который вас любит, и старайтесь сохранить к себе положительное отношение.
Упражнение «Замедление».
Цель упражнения: замедление внутренних темпоритмов, создание энергетического баланса, состояния уравновешенности и стабильности.
Работа осуществляется в парах. Отложите в сторону часы. В течение 15-20 мин. фиксируйте свободные ассоциации на чистом листе-слова и фразы, которые первыми приходят в голову. После этого поочередно прочитайте свои записи партнеру и поделитесь впечатлениями. Беседа в парах продолжается 20-30 мин. Во время беседы старайтесь говорить медленно, якобы «взвешивая» каждое слово, не следите за тем, старайтесь наслаждаться каждой минутой общения. После выполнения упражнения ответьте на следующие вопросы:
- Получили ли вы удовольствие от беседы с партнером?
- Чувствуете ли вы, что отдохнули?
- Сколько времени прошло от начала занятия?
Упражнение «ПЯТЬ МИНУТ».
Цель упражнения: преодолеть стресс спешки, нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление учителей к состоянию внутреннего равновесия.
Обсуждение этой проблемы начинаем с таких слов: «Представьте: вы идете к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажите себе, не торопиться и подождете следующий автобус или быстро побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать течение того времени, которое вы сэкономили, потратив определенные усилия?».
Во время группового обсуждения часто выясняется, что учителя находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет необходимости. Большинство действительно не может представить себе, что можно сделать в течение сэкономленного времени, и приходит к выводу о вредном влиянии лишней спешки на самочувствие.
Буду рада если данные упражнения помогут Вам практически снизить уровень стресса, связанного с исполнением служебных обязанностей, преодолеть депрессивное состояние. Данные упражнения также могут быть полезны людям других профессий с целью снятия излишнего эмоционального напряжения.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей