Урок русского языка во 2 классе по теме: «Родственные (однокоренные) слова».
Цели и задачи:
- познакомить с понятием «Родственные (однокоренные) слова»,
- познакомить с понятием «Корень слова»,
- научить выделять корень в слове,
- научить выделять родственные (однокоренные) слова среди других слов,
- закрепление понятия текса, навыков работы с текстом,
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Чистописание. Повторение написания букв С, с, и их соединения (верхнее, нижнее).
На доске текст:
Скворец артист и весельчак,
Он веселит скворчиху так:
«Ку-ка-ре-ку! Кудах-тах-тах!
Мур-мяу! Гав-гав-гав!»
У: - Кого передразнивал скворец?
(Перед списыванием обратить внимание на знаки препинания).
Введение в новую тему.
На доске текст: Рыбаки наловили много рыбы часть рыбы сдали на рыбный завод а бабушка испекла рыбник – пирог с рыбой.
У: - Что надо сделать, чтобы эти слова превратились в текст?
Дети устно делят текст на предложения, объясняют, как правильно оформить текст на письме. Далее проводится самостоятельная работа в тетрадях, индивидуальная проверка, общая проверка.
Физминутка.
Объяснение нового материала.
У: - Найдите слова, которые чем-то связаны по смыслу, по значению и у них есть одинаковая часть. Выпишем эти слова, не повторяя их (рыба, рыбаки, рыбный, рыбник). Какая у них общая (одинаковая) часть? (рыб-) Выделим её зеленой ручкой дугой. Такая часть называется корнем.
Объясните значение каждого слова. Все эти слова связаны со словом «рыба». У них есть общая (одинаковая) часть – корень рыб-, и они близки по смыслу. Они родственники слову «рыба». В русском языке такие слова называются РОДСТВЕННЫМИ словами или по другому… Какими являются эти слова, если у них один корень? ОДНОКОРЕННЫМИ.
Далее учитель читает лингвистическую миниатюру «Семья слов» (Волина В.В.. Весёлая грамматика. С.126)
Закрепление нового материала.
У: Итак, какие слова называются родственными? Что такое корень родственных слов?
Дети под руководством учителя находят родственные слова в четверостишии, которое писали в начале урока, выделяют в них корень (скворец – скворчиха, весельчак – веселит).
Работа с учебником.
3. Рефлексия.
У: - Сейчас послушайте диалог – разговор гусей и гусеницы, который называется «Родственники».
- Вы кто такие? – спрашивает гусеница.
- Я – Гусь, это Гусыня, а это наши дети – Гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – тётя Гусеница.
У: - Правильно ли гусеница назвала себя тетей? Являются ли они родственниками? Почему, ведь у них есть одинаковая часть гус-? Назовите, кто из персонажей является родственниками. Как назовем эти слова? Как называется их одинаковая часть?
Игра «Третье - лишнее»:
- гореть, гора, горелый;
- горе, горевать, горка;
- пот, потолок, потливый;
- морщины, море, морской;
- боль, большой, больница;
- вода, водить, проводник.
4. Заключение. Подведение итогов.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
Следующая > |
---|