Особенности работы с детьми, которые плохо учаться.
Практика показывает, что за последние годы увеличивается количество детей, имеющих личностные нарушения в психике. У таких детей возникают трудности во время усвоения учебной программы и возникает нежелание учиться.
Причиной неуспеваемости ребенка могут быть социальные, познавательные и физиологические факторы.
К социальным факторам относятся трудности в отношениях со взрослыми, со сверстниками, проблемы в определении самооценки, отсутствие мотивации обучения.
К познавательным факторам относятся недостаточное внимание, несформированность умственного плана действий, нарушения кратковременной памяти, речевые недочеты.
Физиологические факторы тесно связаны со свойствами нервной системы. Как известно, среди основных свойств нервной системы определяют силу и подвижность. А противоположные им свойства инертность и слабость нервной системы. Дети с особенностями нервной системы часто испытывают трудности в процессе учебной деятельности, которые при отсутствии контроля могут стать причиной неуспеваемости школьника. Независимо от предмета в работе с такими учениками учителю рекомендуется придерживаться следующих правил:
- не ставить такому ученику неожиданных вопросов, а также требовать от него быстрого ответа;
- меньше отвлекать, стараться не переключать его внимание;
- предложить дать ответ в письменной форме;
- поощрять формирование уверенности в своих силах.
Анализируя особенности трудностей у учащихся в процессе обучения, отделяют два вида возможных причин:
- психологические причины, которые предусматривают недостаточный уровень развития отдельных познавательных процессов;
- специальные причины, связанные с наиболее вероятными ошибками в методике преподавания.
Для учащихся, у которых есть проблемы в обучении, можно использовать такие игры и упражнения:
- настольная игра «Мой внутренний мир»;
- игра «Правый берег Волшебной реки»;
- игра «Лес, озеро, болото»;
- упражнение «Поэтический турнир»;
- упражнение «Обмен»;
- упражнение «Черный ящик».
Для проведения игры «Мой внутренний мир» необходимы кубик, шесть наборов карточек по темам: «Мышление и речь», «Внимание», «Память», «Воображение», «Чувства и эмоции», «Характер».
Условие, что если на кубике выпадает «1», то игрок берет карточку на тему «Мышление и речь», «2» - «Внимание», «3» - «Память», «4» - «Воображение», «5» - «Чувства и эмоции», «6» - «Характер».
Задание на карточках по теме «Мышление и речь»:
- Пояснить содержание предлагаемой пословицы. Варианты:
- Куй железо, пока горячо.
- В чужие сапоги не обувайся.
- Где не горит, там не курится.
- Не все то золото, что блестит.
- Шила в мешке не утаишь.
- Тихая вода плотину рвет.
- Любишь погонять - люби и коня кормить.
- Что посеешь, то и пожнешь.
2. Учитель называет фамилию какого-нибудь известного писателя. Ученик должен назвать произведение этого писателя. (Соблюдать ограничения во времени).
3. Ученику предлагается тема выступления (подготовка 1-3 минуты).
Ориентировочные темы: «Мой любимый город», «Спорт в моей жизни», «Современная музыка», «Последняя книга, которую я прочитал».
4. Ведущий бросает мяч и говорит одно из трех слов-«земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить его обратно, назвав после слова «земля» какое-нибудь животное, после слова «вода» - рыбу, после слова «воздух» - птицу.
5. Дается описание необитаемого острова, ребенок составляет список из 5-6 предметов, которые считает на нем наиболее важными. Затем ведущий задает следующие вопросы:
- В чем готовить еду?
- Чем зажигать огонь?
- С чем пойдете на охоту?
- Чем вылечите рану?
Ученик отвечает на вопрос, называя соответствующие слова из списка. Если ни один ответ не подходит, называет любую. Затем ведущий задает последний вопрос: «Что вы будете делать с остальными?».
Задание на карточках по теме «Внимание».
1. Предлагается подсчитать количество букв в предложении, прочитанного ведущим 1-2 раза. (Нужно предложение, в котором 25-40 букв).
2. Один ученик пишет на доске числа (9-12 знаков). Другой ученик почти сразу вытирает написанное. Нужно запомнить, что было написано.
3. Нужно посчитать вслух, но числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Вместо этих цифр необходимо произнести: «Вот так я».
4. Учащийся выходит из класса. Один из 8-10 учеников, принимающих участие в игре, что-то меняет в своем виде. Затем в класс возвращается отсутствовавший школьник и пытается определить, в чьей внешности произошли изменения.
5. Ученикам дается лист бумаги, на котором написано несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ребенку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист соседу справа, который исправляет пропущенные ошибки карандашом другого цвета. И так, пока не будут исправлены все ошибки.
Задание на карточках по теме «Память».
1. Задания могут касаться особенностей комнаты, предметов, находящихся в комнаты, участников, их одежды и т.д..
2. Необходимо записать как можно больше слов, касающихся одной из предложенных тем, например таких: «Школа», «Спорт», «Лето» и др..
3. Всем ученики по очереди кладут на стол по одному предмету. Нужно запомнить, кто что положил, и вернуть каждому его предмет.
4. Ведущий отворачивается. Игроки, посоветовавшись, описывают детали внешнего вида одного из игроков. Ведущему нужно назвать, кого описывают игроки.
Задание на карточках по теме «Воображение».
1. Придумать сказку со сказочными персонажами.
2. Придумать не менее трех способов необычного использования предложенного предмета (Прищепка, пластиковая бутылка).
3. Узнать слово, объединяющее предлагаемые предметы, например: «чайник, вода», слово «кипит. Варианты слов: каша-котелок, газета-очки, лейка-огород.
4. Выделить три синонима к предложенным словам: яркий, веселый, организованный.
5. Предлагается набор слов, например: ручка, расческа, газета, шапка. За ограниченное количество времени необходимо составить рассказ, героями которого должны быть эти предметы.
Задание на карточках по теме «Чувства и эмоции»
1. Необходимо изобразить без слов так, чтобы отгадали другие: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор; диких поросят, одиноких волков, буквы «А», «Л», «Ш», "Ю".
2. Предлагается используя мимику и жесты, изобразить заданное животное.
3.Рассмешить группу игроков.
4.Пантомимой изобразить человека определенной профессии.
5.Фразу «Здравствуйте, добро пожаловать» необходимо произнести, как медведь, Баба Яга, гном, разбойник, Пятачок.
Задание на карточках по теме «Характер».
1.Перечислить черты характера, которые демонстрируют отношение человека к себе.
2. Перечислить черты характера, которые демонстрируют отношение человека к другим людям.
3. Перечислить черты характера, которые демонстрируют отношение человека к своему делу.
4. Перечислить черты характера, которые демонстрируют отношение человека к вещи.
5.Описать характер человека, с которым хотелось бы дружить.
Игра «Правый берег Волшебной реки»
Учащиеся садятся в круг из 6-8 человек. Ведущий говорит: «Завтра я поеду на правый берег Волшебной реки. Там модно носить ... »- и называет какую-либо деталь одежды своего соседа слева. Потом спрашивает у него: «А ты поедешь со мной на правый берег Волшебной реки? Что модно носить? ». Тот быстро отвечает:" Поеду. Там сейчас модно...»- и называет какую-либо деталь одежды своего соседа слева. Если он назвал одежду правильно, ведущий говорит: «Да, ты поедешь на правый берег Волшебной реке». Если игрок ошибается, то ему говорят, что он не поедет. Затем ведущий задает те же вопросы другим игрокам.
Игра «Лес, озеро, болото»
Играют не менее 10 учеников.
Предварительно необходимо оградить три угла помещения, которые получают названия: «лес», «озеро», «болото». Игроки становятся на исходную позицию примерно на равном расстоянии от всех углов. Ведущий называет зверя, птицу, рыбу - жителя леса, озера или болота, и считает до пяти. За это время каждый игрок становится в тот угол, что, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного. (Например, если названа щука, то в «озеро», если жабу - то в любой угол, потому что лягушки живут и в озере, и на болоте, в лесу.
Упражнение «Поэтический турнир»
Упражнение можно проводить по трем вариантам.
- Ведущий называет слово, игроки по очереди подбирают к нему рифмы.
- Ведущий выбирает окончания строк стихотворения или сам составляет рифмы, например: ... дорожка ... зверь ... мышка ... мир. Ученикам необходимо составить стихотворение с этими рифмами.
- Ведущий предлагает первые строки стихотворения, например:
Если хмурится природа,
Если дождик целый день ...
Игроки должны дописать стихотворение.
Упражнение «Обмен»
Ученики садятся в круг. Учитель предлагает слово, из которого можно получить другое, заменив один звук, например: гайка (чайка, лайка, майка). Ученики по очереди должны сделать такую замену.
Упражнение «Черный ящик».
В черный ящик учитель кладет один предмет, причем ученики не знают, какой именно. Их задача угадать, что там, ставя только вопросы, на которые ведущий может ответить «да» или «нет».
Игроки спрашивают по очереди, причем, если вопрос уже прозвучал, игрок не может выдвинуть версию, пока к нему снова не дойдет очередь.
Данные упражнения и игры подойдут как для учащихся начальной школы, так и для болем взрослых ребят. Удачи вам в использовании данной учебной методики.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей