Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 1. Теория.
На современном этапе модернизация учебно-воспитательного процесса призвана способствовать формированию и развитию личности, которая способна полноценно реализоваться в жизни. Для этого нужны определенные навыки: думать, понимать суть вещей, анализировать, осмысливать идеи, искать нужную информацию, толковать ее, применять при определенных условиях. Личностью человек становится постепенно, на его формирование влияет много факторов. Среди них ведущее место принадлежит родному языку, потому что именно он глубоко пронизывает сознание и подсознание человека, доносит информацию об окружающем мире.
Изучение русского языка в школе предполагает, как известно, реализацию 3 основных задач: 1) дать учащимся знания по русскому языку и умение использовать их на практике, 2) развивать мышление, творческие умения и способности, 3) воспитывать национально сознательную личность.
Результативность дидактических целей-сознание, прочность и глубина знаний учеников по русскому языку находится в прямой зависимости от активной заинтересованности предметом, желание знать его, то есть от уровня мотивации учащихся к изучению предмета.
Начиная преподавать русский язык учитель ставит перед собой вопрос: как сделать урок не только познавательным, информативным, но и поддерживать у детей заинтересованность предметом, желание учиться, сделать урок интересным, повысить у школьников мотивацию к обучению?
Ища ответ на этот вопрос, можно сделать вывод что заинтересовать, мотивировать учащихся к изучению предмета можно путем избежания однообразия, шаблонности в работе, использование таких форм, методов обучения, которые возбуждают познавательный интерес и стимулируют самостоятельное мышление школьников. Как известно, вся деятельность ребенка состоит из отдельных последовательных операций. Сначала ученик воспринимает информацию, а дальше мыслит на основании ее. При этом очень важна заинтересованность в этом процессе. Причем, все эти операции взаимосвязаны между собой. Поэтому учитель должен направить все свои творческие усилия на создание системы активных методов обучения, которые будут направлены на активизацию мотивации учащихся к обучению и их познавательной деятельности.
Активные методы обучения - это такие методы, которые обеспечивают усвоение информации учащимися в активной деятельности. Поэтому к ним можно отнести игровые задания и интерактивные технологии обучения.
Психологическое состояние ученика в процессе познавательной деятельности, его заинтересованность, понимание мотивации в обучении зависит от той активности, которую он проявляет на уроке.
Но если вопрос внедрения интерактивных технологий обучения является одним из новых в педагогике, то на использование игровых заданий, которые помогают повысить мотивацию учащихся к обучению, заинтересовать их предметом, педагоги отмечали и раньше.
Изучая их опыт можно понять, что на сегодняшний день призваны сделать урок интересным, познавательным, таким, что может раскрыть творческий потенциал личности, позволит постоянно поддерживать высокий тонус детского внимания, научит принимать самостоятельные решения именно интерактивные технологии и игровые задания.
Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних лет, по которым в среднем с помощью игры учащиеся усваивают учебную информацию на 70%, а интерактивное обучение дает 50 - 90% усвоения материала (благодаря практике через действие, немедленное применение и обучение других).
Работа над данной проблемной темой, внедрение ее в собственный педагогический опыт, дают возможность убедиться в том, что рядом с объяснительно- иллюстративными приемами учитель должен применять новые, личностно- ориентированные приемы, в которых усилен творчески-деятельностный компонент. Только в этом случае учащиеся под руководством учителя получают действительно необходимые знания, умения, навыки. И начинать такую работу необходимо сразу, с 5 - 6 класса, потому что именно в этом возрасте у детей исчезает безусловная мотивация к обучению, и учителю необходимо вызвать и усилить у школьников собственные полезные мотивы в обучении, вызвать интерес, способствовать лучшему усвоению и запоминанию запоминания информации с языка.
Данные задачи учителю необходимо реализовывать, используя на уроках русского языка в 5 - 6 классах игровые задания и отдельные интерактивные технологии обучения, которые позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, включать игровые моменты, сопровождать работу доброжелательным комментарием, что очень важно для учащихся 5 - 6 классов с учетом их возрастных психологических особенностей. На таких уроках залогом успеха становится умение создать атмосферу познания, поиска, заинтересованности.
Важно то, что, применяя элементы интерактивного обучения на уроках русского языка в 5 - 6 классах, можно отметить, что благодаря таким технологиям учащиеся учатся быть демократическими, критически мыслить, сотрудничать, принимать решения, общаться с другими.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Активные методы обучения чтению.
- Игра в системе обучения младших школьников, ее роль и место.
- Развитие навыков чтения в начальной школе.
- Формирование экологической культуры младших школьников.
- Игры на уроках английского языка.
- Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним.
- Игры на уроках литературы.