Девиантное поведение детей.
В данной статье мы рассмотрим причины девиантного поведения детей, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях – в семье, в учреждении образования, среди сверстников.
Значимыми условиями, способными спровоцировать в дальнейшем девиантное поведение ребенка, проявляющимися на уровне семьи являются следующие:
-злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков в семье. Поскольку семья является первичным звеном социализации ребенка, опыт наблюдения за употреблением членами семьи психоактивных веществ создает предпосылки формирования у ребенка установки на то, что такое поведение является образцом «нормального», допустимого или даже желательного поведения.
-несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Рассогласование между социальными нормами и поведением членов семьи, по мнению ряда специалистов, может привести к тому, что представления ребенка о содержании социальных норм и правил поведения в обществе будут размытыми. Это, в свою очередь, может способствовать нарушению самим ребенком этих норм и правил, что проявится, в частности, в употреблении.
-дисфункциональные воспитательные стили. Исследования выявили зависимость между риском развития у подростка девиантного поведения и такими воспитательными стилями как гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку.
-воспитание одним родителем (в неполной семье)
-наличие семейных конфликтов. Конфликтная ситуация в семье может спровоцировать «уход» ребенка от реальности и его замкнутость в себе. Особенно значимым по отношению к риску приобщения к употреблению запрещённых веществ, согласно исследованиям ряда специалистов, этот фактор становится при условии, что у ребенка есть опыт наблюдения за снятием напряжения, вызванного этими конфликтами, при помощи употребления ПАВ членами семьи.
-постоянная занятость родителей. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.
Исследователи отмечают приоритетное значение именно семейных факторов риска развития у ребенка отклоняющегося поведения, тем не менее, в последнее время приобретают все большую значимость по отношению к возможному приобщению к алкоголю и табаку условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, такие как:
-употребление сигарет в образовательном учреждении. Лояльное отношение администрации и педагогического коллектива к употреблению сигарет в образовательном учреждении создает у ребенка преставление о допустимости или даже желательности такого поведения.
-раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможного развития отклоняющегося поведения ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины.
-академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности, в том числе посредством употребления психоактивных веществ, алкоголя.
-конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. В этих условиях возможно использование ребенком или подростком дезадаптивных моделей совладания со стрессом (копинг-стратегий), в частности, употребление сигарет, алкоголя.
Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:
-наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением.
-одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.
-отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.
Точное представление о причинах способствующих развитию девиантного поведения у детей поможет в дальнейшем выбрать правильный путь для корректировки и исправления данного явления.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей