Формирование экологической культуры младших школьников.

on 27 Май 2012.

(4 голоса, среднее 2.00 из 5)

формирование экологической культуры,экологическая культура школьников

 

 

 

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу жизни людей, поэтому учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена ​​на воспитание экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.

Экологическое воспитание - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на формирование экологической культуры.

Экологическая культура - культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы; состоит из знания и понимания экологических нормативов, осознание необходимости их выполнения, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработки природоохранных мероприятий и непосредственного участия в их проведении.

Экологическая компетентность - знание экологических законов, правил и норм, принципов поведения в окружающей среде, которые удержат их от экологически аморальных поступков, направят на природоохранную деятельность. Именно через систему подготовки граждан с высоким уровнем экологического сознания и культуры на основе новых критериев оценки взаимоотношений человечества и природы можно найти выход из глобальных экологических проблем.

Первоосновой формирования экологических знаний, экологической культуры, экологического мышления является начальная школа. Обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, учитывать возрастные особенности младших школьников. Чувство красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.

Урок нужно строить так, чтобы на нем ученики выступали не только в роли слушателей и исполнителей задач из учебника, а в качестве активных собеседников с учителем и одноклассниками, в роли докладчиков, комментаторов, участников диалога. Ведь именно в таких формах активной учебной деятельности оказываются адаптивные возможности современного образования, происходит активная социализация школьников, которые в процессе обучения принимают участие в таких видах и формах деятельности, с которыми им придется столкнуться в повседневной современной и будущей взрослой жизни. Выделение для такой работы специального учебного времени в содержании и структуре уроков преподносят значимость этого программного материала.

Младший школьный возраст благоприятен для развития и формирования основ экологической культуры, устойчивых взглядов, убеждений, интересов поэтому задача учителя воспитывать у учащихся ответственность за сохранение окружающей среды как важного фактора существования человека. Относиться к природе бережно, заботиться о ее воспроизводстве, чтобы количество природных богатств не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.

Дать понять ученикам что сохранение природы зависит не только от ученых и любителей природы, но и от всех нас.

Одним из источников получения знаний младшими школьниками о социальных нормах, формирование у них бережного отношения к природе является сказка. Слушание сказки помогает ребенку научиться понимать внутренний мир героев, а через них и внутренний мир других людей, учит сопереживать им, поверить в силу добра, обрести уверенность в себе.

С целью формирования у младших школьников экологической культуры, развития умений решать природоохранные проблемы, находить оптимальные пути взаимодействия с окружающим миром, нужно учить детей сочинять сказки. Составляя сказку, ребенок предлагает одноклассникам и взрослым им придуманный комплекс действий для достижения успеха, ведь сказка должна иметь счастливую концовку.

По своим законам и правилам сказка раскрывает перед ребенком все богатство человеческих отношений - отношение его к самому себе, к другим людям, к окружающему миру природы. Сказка как одна из игровых форм деятельности, наиболее интересна, имеет большие потенциальные возможности в формировании экологической культуры младших школьников.

Ведь и нашим потомкам понадобятся чистые вода и воздух, веселое пение птиц, зеленые леса, плодородные почвы - вся красота земли. Для полноценного развития ребенка необходимо живое общение с природой, поэтому следует большинство таких уроков проводить на свежем воздухе.

Глубокую и серьезную учебно-воспитательную природоохранную направленность имеют экскурсии, походы, экспедиции, они могут включать в себя ряд задач по экологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Выезд или поход на природу организуется с задачами и по определенному маршруту.

Василий Александрович Сухомлинский проводил среди природы «уроки мышления», каждое занятие предполагало определенный круг вещей и явлений для наблюдений, а целью должна быть установка: удивляться и замечать, замечать и ощущать, чувствовать и думать, думать и творить.

Познавательный частный «урок мышления» среди природы обязательно чередуется с игрой. Их целью является знакомство детей с окружающей действительностью, явлениями природы, животным и растительным миром.

Особое место в становлении экологической культуры занимает именно игровая деятельность. Она формирует опыт восприятия экологически правильных решений, усвоение нравственных норм и правил поведения в природе, способствует созданию связи между обучением и применением знаний на практике.

Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью. Готовят разные интересности из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки экологического содержания, отгадывают загадки, ребусы, кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу. Создают проекты.

Большие возможности для развития и формирования экологической компетентности младших школьников имеют учебные проекты. Метод проектов основан на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой. Он способствует социальной адаптации детей, формированию их жизненной компетентности, дает возможность приобрести определенных знаний, умений и навыков. Во время работы над проектами учитель должен создать условия для формирования собственного жизненного опыта ребенка, актуализации знаний, умений и, навыков, их практического применения во взаимодействии с окружающим миром.

Увлекательной и полезной для учащихся будет работа над экологическими проектами «Земля наш общий дом», «Реки нашего края», «Посади дерево». В рамках этих проектов ученики проводят экологические рейды у реки и прилегающей к ней парковой зоне. Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, развивают умение получать информацию из разных источников, анализировать ее, формировать критическое мышление. Учатся работать в библиотеке со справочной литературой. В сотрудничестве с родителями начинают вырабатывать навыки работы в интернете. Эффективно искать тексты и рисунки.

При создании презентации у учащихся формируются умения выступать перед аудиторией, умение кратко формулировать свою мысль, использовать различные мультимедийные средства, умение отбирать яркие убедительные факты для аргументации мнений.

Создавая публикации, у младших школьников формируются умения аргументированно доказывать свое мнение, строя полные предложения, умение иллюстрировать идеи, комбинируя текст и изображения.

Элементы экологического воспитания в современной школе проходят красной нитью через весь воспитательный процесс. Чтобы привить любовь к природе и оберегать ее, учителя на уроках дают много интересной и познавательной информации на естественную тематику. В младшей школе проводятся различные внеурочные экологические воспитательные мероприятия: викторины, КВН, устные журналы, беседы, конкурсы. Организуются выставки цветочных композиций, выставки рисунков, выставки детских работ по естественного материала. Создаются фотоальбомы, фотогазеты, каталоги, справочники о взаимоотношениях человека с природой.

Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста ребенка, особое значение следует уделять воспитанию любви к родной природе, сознательного бережного отношения к животным, растениям, водоемам, почве, воздуху, ведь они охраняют наше будущее. Учитель должен помочь детям понять, что человек на то и является самым сильным существом на земле, чтобы быть защитником всего живого, чтобы не приносить вред, объяснять, что природа беспомощная и мы должны оберегать ее от зла. Ведь и нашим потомкам понадобятся чистые вода и воздух, веселое пение птиц, зеленые леса, плодородные почвы - вся красота земли.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ