Формирование экологической культуры младших школьников.
Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу жизни людей, поэтому учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена на воспитание экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.
Экологическое воспитание - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на формирование экологической культуры.
Экологическая культура - культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы; состоит из знания и понимания экологических нормативов, осознание необходимости их выполнения, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработки природоохранных мероприятий и непосредственного участия в их проведении.
Экологическая компетентность - знание экологических законов, правил и норм, принципов поведения в окружающей среде, которые удержат их от экологически аморальных поступков, направят на природоохранную деятельность. Именно через систему подготовки граждан с высоким уровнем экологического сознания и культуры на основе новых критериев оценки взаимоотношений человечества и природы можно найти выход из глобальных экологических проблем.
Первоосновой формирования экологических знаний, экологической культуры, экологического мышления является начальная школа. Обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, учитывать возрастные особенности младших школьников. Чувство красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.
Урок нужно строить так, чтобы на нем ученики выступали не только в роли слушателей и исполнителей задач из учебника, а в качестве активных собеседников с учителем и одноклассниками, в роли докладчиков, комментаторов, участников диалога. Ведь именно в таких формах активной учебной деятельности оказываются адаптивные возможности современного образования, происходит активная социализация школьников, которые в процессе обучения принимают участие в таких видах и формах деятельности, с которыми им придется столкнуться в повседневной современной и будущей взрослой жизни. Выделение для такой работы специального учебного времени в содержании и структуре уроков преподносят значимость этого программного материала.
Младший школьный возраст благоприятен для развития и формирования основ экологической культуры, устойчивых взглядов, убеждений, интересов поэтому задача учителя воспитывать у учащихся ответственность за сохранение окружающей среды как важного фактора существования человека. Относиться к природе бережно, заботиться о ее воспроизводстве, чтобы количество природных богатств не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась.
Дать понять ученикам что сохранение природы зависит не только от ученых и любителей природы, но и от всех нас.
Одним из источников получения знаний младшими школьниками о социальных нормах, формирование у них бережного отношения к природе является сказка. Слушание сказки помогает ребенку научиться понимать внутренний мир героев, а через них и внутренний мир других людей, учит сопереживать им, поверить в силу добра, обрести уверенность в себе.
С целью формирования у младших школьников экологической культуры, развития умений решать природоохранные проблемы, находить оптимальные пути взаимодействия с окружающим миром, нужно учить детей сочинять сказки. Составляя сказку, ребенок предлагает одноклассникам и взрослым им придуманный комплекс действий для достижения успеха, ведь сказка должна иметь счастливую концовку.
По своим законам и правилам сказка раскрывает перед ребенком все богатство человеческих отношений - отношение его к самому себе, к другим людям, к окружающему миру природы. Сказка как одна из игровых форм деятельности, наиболее интересна, имеет большие потенциальные возможности в формировании экологической культуры младших школьников.
Ведь и нашим потомкам понадобятся чистые вода и воздух, веселое пение птиц, зеленые леса, плодородные почвы - вся красота земли. Для полноценного развития ребенка необходимо живое общение с природой, поэтому следует большинство таких уроков проводить на свежем воздухе.
Глубокую и серьезную учебно-воспитательную природоохранную направленность имеют экскурсии, походы, экспедиции, они могут включать в себя ряд задач по экологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Выезд или поход на природу организуется с задачами и по определенному маршруту.
Василий Александрович Сухомлинский проводил среди природы «уроки мышления», каждое занятие предполагало определенный круг вещей и явлений для наблюдений, а целью должна быть установка: удивляться и замечать, замечать и ощущать, чувствовать и думать, думать и творить.
Познавательный частный «урок мышления» среди природы обязательно чередуется с игрой. Их целью является знакомство детей с окружающей действительностью, явлениями природы, животным и растительным миром.
Особое место в становлении экологической культуры занимает именно игровая деятельность. Она формирует опыт восприятия экологически правильных решений, усвоение нравственных норм и правил поведения в природе, способствует созданию связи между обучением и применением знаний на практике.
Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью. Готовят разные интересности из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки экологического содержания, отгадывают загадки, ребусы, кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу. Создают проекты.
Большие возможности для развития и формирования экологической компетентности младших школьников имеют учебные проекты. Метод проектов основан на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой. Он способствует социальной адаптации детей, формированию их жизненной компетентности, дает возможность приобрести определенных знаний, умений и навыков. Во время работы над проектами учитель должен создать условия для формирования собственного жизненного опыта ребенка, актуализации знаний, умений и, навыков, их практического применения во взаимодействии с окружающим миром.
Увлекательной и полезной для учащихся будет работа над экологическими проектами «Земля наш общий дом», «Реки нашего края», «Посади дерево». В рамках этих проектов ученики проводят экологические рейды у реки и прилегающей к ней парковой зоне. Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, развивают умение получать информацию из разных источников, анализировать ее, формировать критическое мышление. Учатся работать в библиотеке со справочной литературой. В сотрудничестве с родителями начинают вырабатывать навыки работы в интернете. Эффективно искать тексты и рисунки.
При создании презентации у учащихся формируются умения выступать перед аудиторией, умение кратко формулировать свою мысль, использовать различные мультимедийные средства, умение отбирать яркие убедительные факты для аргументации мнений.
Создавая публикации, у младших школьников формируются умения аргументированно доказывать свое мнение, строя полные предложения, умение иллюстрировать идеи, комбинируя текст и изображения.
Элементы экологического воспитания в современной школе проходят красной нитью через весь воспитательный процесс. Чтобы привить любовь к природе и оберегать ее, учителя на уроках дают много интересной и познавательной информации на естественную тематику. В младшей школе проводятся различные внеурочные экологические воспитательные мероприятия: викторины, КВН, устные журналы, беседы, конкурсы. Организуются выставки цветочных композиций, выставки рисунков, выставки детских работ по естественного материала. Создаются фотоальбомы, фотогазеты, каталоги, справочники о взаимоотношениях человека с природой.
Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста ребенка, особое значение следует уделять воспитанию любви к родной природе, сознательного бережного отношения к животным, растениям, водоемам, почве, воздуху, ведь они охраняют наше будущее. Учитель должен помочь детям понять, что человек на то и является самым сильным существом на земле, чтобы быть защитником всего живого, чтобы не приносить вред, объяснять, что природа беспомощная и мы должны оберегать ее от зла. Ведь и нашим потомкам понадобятся чистые вода и воздух, веселое пение птиц, зеленые леса, плодородные почвы - вся красота земли.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Игры на уроках английского языка.
- Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним.
- Игры на уроках литературы.
- Дидактические игры в начальной школе в процессе обучения грамоте первоклассников.
- Формирование грамотности учащихся на уроках русского языка.
- Сопровождение гиперактивного ребенка.
- Особенности работы с гиперактивными детьми.