Проблемы младшего школьного возраста.
Проблемы младшего школьного возраста? Какими они могут быть на наш взгляд.
После рождения и на всем протяжении раннего детства и дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития. Из существа, которое не обходилось без посторонней помощи, не умеющего самостоятельно удовлетворять свои естественные потребности и разговаривать, он превратился в подлинного субъекта общения и деятельности, обладающего личным сознанием, переживающего богатый спектр эмоциональных переживаний, осознающего нормы морали и нравственности и придерживающегося принятых в обществе правил поведения. Ребенок освоил и осознал мир окружающих его вещей. В процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых. Уже около трех лет ребенок начинает проявлять свою самостоятельность и утверждаться как личность, переживать так называемый «кризис трех лет».
К семи годам ребенок осознает свою индивидуальную значимость, представляет себя как член общества, имеет представление о некоторых качествах собственной личности, своих переживаниях и некоторых психических процессах. При условии нормального развития к семи годам дошкольник уже «перерастает» «дошкольный» образ жизни, и в этот же период изменяется социальная ситуация развития, характеризующая переход к школьному обучению.
Переход к обучению в школе – один из главных кризисный момент развития ребенка. Специалисты рассматривают его как первый кризис трансформации, степень успешности прохождения которого может стать как защитным фактором, так и фактором риска появления проблем, характерных для младшего школьного возраста.
Важность и высокая степень ответственности этого этапа неоднократно подчеркивалась и отечественными и зарубежными психологами.
Переход к обучению в школе – «рождение» ребенка в новом качестве, поэтому начало школьного обучения может быть проанализировано по тем же критериям, что и психосоциальные стадии развития первых лет жизни. Так, Ш.А. Амонашвили, использует для описания вхождения ребенка в школу конфликты (проблемы младших школьников), выделенные Э. Эриксоном для объяснения сущности индивидуального развития:
1. Стадия доверия – недоверия (к учителю, школе).
Во многом успешность ребенка в школе зависит от того, насколько продуктивным будет его контакт с первым учителем. Учителем, которому он должен научиться доверять, которому ему хотелось бы подражать. Младший школьник любые знания воспринимает через учителя и от веры в учителя зависит доверие ребенка к школе, и отсутствие у него проблем младшего школьного возраста. Дети тогда поверят учителю, полюбят его и последуют за ним, если откроют в нем:
- умение понимать их всех и каждого;
- исключительную доброту, великодушие, отзывчивость, сердечность;
- способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется.
2. Стадия автономии (ученика) против стыда и неуверенности.
Мастерство учителя проявляется не в способности добиться безусловного подчинения ребенка школьным правилам (сделать идеальную «копировальную машину знаний»), а в том, чтобы ребенок почувствовал поддержку в своей инициативе, внутренней готовности к «развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению». Иными словами, весь учебный процесс должен опираться на жизненные устремления ребенка – на его инициативу.
Рассматривая особенности младших школьников необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольного возраста. Такими общими чертами в частности являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и запечетлеваемость, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия девиантного, неадекватного поведения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Поэтому именно возраст 7-10 лет является временем первых проб сигарет, психоактивных веществ, с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уровнять себя с недоступным ранее взрослым.
Продолжение читайте здесь.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей