Школьная олимпиада по химии для 10-х классов

on 14 Апрель 2015.

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

I тур школьной олимпиады по химии

(заочный этап)

олимпиада по химии 10 класс

10.2. (по 0,5 б.) Напишите структурные формулы следующих веществ: а) гексен-1-ин-4; б) 2-метилгептатриен-1,3,5; в) 2,7-дихлороктандиол-4,4; г) 3,4,5-триэтилфенол.

10.3. (1 б.) Напишите структурную формулу 2,4,5,5-тетраметил-3-этилоктана. Укажите все первичные, вторичные, третичные и четверичные углеродные атомы.

10.4. (2 б.) Какие из перечисленных соединений являются изомерами: а) 2-метилгептан; б) 3-метилгептан; в) 3-этилгексан; г) 2,2-диметилгептан; д) 2,4-диметилгексан; е) 2-метилоктан?

10.5. (3 б.) Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом атоме углерода. Образец этого алкена массой 0,7 г присоединил бром массой 1,6 г. Определите формулу алкена и назовите его.

10.6. (4 б.) Составьте структурные формулы изомеров, отвечающих формуле C8H10 и содержащих ароматическое кольцо.

10.7. (4 б.) Напишите уравнения реакций, которые надо провести для осуществления превращений:

уксусный альдегид→этанол→этилен→ацетилен→уксусный альдегид→уксусная кислота

10.8. (5 б.) При окислении этанола образовался альдегид с 80%-ым выходом. При взаимодействии такой же массы этанола с металлическим натрием выделился водород, занимающий при нормальных условиях объем 2,8 л (выход – количественный). Определите массу образовавшегося альдегида в первой реакции.

10.9. (5 б.) Какой объем уксусной эссенции плотностью 1,070 г/мл надо взять для приготовления столового уксуса объемом 200 мл и плотностью 1,007 г/мл? массовая доля уксусной кислоты в эссенции равна 80%, в уксусе – 6%.

10.10. (5 б.) Грушевая эссенция представляет собой сложный эфир уксусной кислоты с изоамиловым спиртом (3метил-бутанол-1). Какую массу изоамилацетата можно получить при нагревании изоамилового спирта массой 4,4 г и раствора объемом 3,54 мл с массовой долей уксусной кислоты 96% и плотностью 1,06 г/мл в присутствии серной кислоты? Выход эфира составляет 80%.

10.11. (5 б.) Из крахмала массой 8,1 г получили глюкозу, выход которой составил 70%. К глюкозе добавили избыток аммиачного раствора оксида серебра. Какая масса серебра образовалась при этом?

10.12. (3 б.) Сколько изомерных аминов могут соответствовать формуле C4H9N? Напишите структурные формулы всех изомеров.

10.13. (4 б.) Осуществите превращения с помощью химических реакций: метан→ацетилен→бензол→нитробензол→анилин→2,4,6 триброманилин

10.14. (1 б.) Назовите вещества, не имеющие изомеров.

10.15. (1 б.) Имеет ли химический смысл название 1-метилпентан? Ответ мотивируйте.

10.16. (2 б.) Почему число электронов в молекулах всех углеводородов четное?

10.17. (3 б.) Эффективным способом борьбы с огнем является тетрафтордибромэтан, в молекуле которого атомы галогенов распределены симметрично между атомами углерода. Напишите структурную формулу этого соединения и его возможных изомеров.

10.18. (2 б.) Назовите известные вам газообразные при обычной температуре соединения – углеводороды, которые: а) легче воздуха; б) тяжелее воздуха.

10.19. (3 б.) Какие из веществ имеют геометрические изомеры? Напишите их пространственные структурные формулы, обозначив цис- и транс-  формы.

олимпиада по химии 10 класс

олимпиада по химии 10 класс

10.20. (2 б.) Каково необходимое условие для того, чтобы вещество имело оптические изомеры? Изобразите формулы оптических изомеров молочной кислоты.

10.21. (2 б.) Какое число веществ обозначено следующими формулами:

олимпиада по химии 10 класс

олимпиада по химии 10 класс

10.22. (3 б.) В растениях встречается углевод арабиноза. Напишите его структурную формулу, зная, что состав его выражается формулой С5Н10О5 и что по строению он является альдегидоспиртом.

10.23. (2 б.) Составьте структурные формулы изомерных аминокислот C3H7O2N и C4H9O2N.

10.24. (2 б.) Назовите функциональные группы атомов, имеющихся в молекуле глутамина:

олимпиада по химии 10 класс

10.25. (1 б.) Попробуйте объяснить, почему аминокислота строения NH2–CH2–CH2–COO–H  имеет нейтральную, а аминокислота состава

HOOC – CH2 – CH – COOH   – кислую реакцию.

NH2

10.26. (1 б.) Напишите структурную формулу 1,2-диэтилбензола. Приведите формулу его изомера, имеющего в бензольном ядре только один заместитель разветвленного строения.

10.27. (1 б.) Напишите структурную формулу 1,4-диэтилбензола. Приведите формулы двух изомеров этого соединения, имеющих в бензольном ядре два разных радикала.

10.28. (5 б.) Попутный нефтяной газ содержит (по объему) 40% метана, 20% этана, 17% пропана, 7% бутана, 3% пентана, 10% азота, 3% углекислого газа. Рассчитайте, сколько м3 воздуха потребуется для полного сгорания 1 м3 попутного нефтяного газа.

10.29. (2 б.) Для производства некоторых лекарственных препаратов используется 2-гидроксибензойная кислота, тривиальное название которой «салициловая кислота». Напишите ее структурную формулу.

10.30. (3 б.) У какого альдегида плотность паров по метану равна 2,75?

Ответы:

10.4. б, в, д

10.5. пентен-1

10.8. 8,8 г

10.0. 14,1 мл

10.10. 5,2 г

10.11. 7,56 г

10.12. 8 изомеров

10.28. 15,225 м3

10.30. CH3COH

Внутришкольная олимпиада по химии для 10-х классов

II тур

1. Из перечисленных соединений выберите для 4,4-диметилпентина-1 изомер и гомолог: 4,4-диметил-3-этилнонан, ацетилен, гептадиен-1,3, 3-этил-пентадиен-1,4, этан, 7,7-диметил-октин-1, этилен, гексан. (2 б.)

2. При каталитической дегидратации этанола массой 1,84 г получили газ, который прореагировал с бромом, содержавшемся в хлороформовом растворе массой 50 г. массовая доля брома в этом растворе равна 8%. Определите выход продукта дегидратации спирта, если выход в реакции бромирования количественный. (5 б.)

3. С помощью каких реакций можно осуществить превращения:

t>140oH2SO4

а) этанол       →          Х → хлорэтан;

б) уксусный альдегид→Y→ацетат кальция. (3 б.)

4. При гидрировании бутадиена-1,3 массой 8,1 г получили смесь бутана и бутена-1. При пропускании этой смеси через раствор брома образовался 1,2-дибромбутан массой 10,8 г. Определите массовые доли углеводородов в полученной смеси. (5 б.)

5. Углеводород A легче воздуха, при гидрировании образует соединение В тяжелее воздуха. В вступает в реакцию замещения с хлором, образуя С – газ, легко переходящий в жидкость, на чем основано его применение в медицине для местной анестезии. Приведите формулы веществ А, В, С. Напишите уравнения реакций. (4 б.)

6. Углеводород имеет структурную формулу

олимпиада по химии 10 класс

7. а) назовите соединение; б) укажите тип гибридизации каждого атома углерода;      в) определите степень окисления каждого атома углерода; г) напишите уравнения возможных реакций данного соединения с хлороводородом; д) приведите формулы 2-х возможных изомеров. (5 б.)

8. Напишите структурную формулу двухатомного спирта состава С5Н10(ОН)2, содержащего три метильные группы. Назовите вещество. (3 б.)

Ответы:

1. 62,5 %

4. 67,4% бутана, 32,6% бутена-1

5. А – этан, В – этилен, С - хлорэтан



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ