Личностно-ориентированное обучение с использованием интерактивных технологий.
Среди многих современных проблем общеобразовательной школы, школ нового типа, важнейшей является проблема подготовки граждан нашего государства с высоким уровнем знаний, на базе которых формируется их сознание и общая культура.
Научить детей учиться, привить им устойчивый интерес к знаниям, стремление самостоятельно обогащаться ними - такое задание нужно поставить перед собой, придя работать в школу. Настоящий учитель всегда в поиске. Он должен научить учеников мыслить, критически оценивать действительность, иметь и отстаивать собственное мнение.
Первого сентября семилетний ребенок впервые переступает порог школы, с которой простится только в юности. Впереди 11 долгих и трудных лет обучения. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка были годами радости независимо от того, какие способности и индивидуальные возможности он имеет.
Интерактивное обучение
Интерактивное обучение способствует формированию навыков и умений как предметных, так и обще учебных; выработке жизненных ценностей; созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств. Технология предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем.
Прежде чем перейти к основательному рассмотрению интерактивных обучающих технологий и интерактивного урока, необходимо выяснить общую суть интерактивного обучения и сравнить его с общеизвестными, традиционными подходами к обучению. Охарактеризуем вам три основные модели обучения, существующие в современной школе.
Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. - источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрации и воспроизводительный опрос учащихся). Учащиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих задач.
Активная модель обучения
Предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, развивают творческое мышление.
Интерактивная модель обучения.
Суть ее в том, что учебный процесс в условиях постоянной, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение, где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами «объектами обучения», понимают, что они делают, рефлектируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Она эффективно способствует созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивные технологии условно делятся на четыре группы:
1. Интерактивные технологии кооперативного обучения:
- Обучение в парах;
- Ротационные (изменяемые) тройки;
- Два - четыре - все вместе;
- «Карусель».
2. Интерактивные технологии кооперативно - группового обучения:
- Обсуждение проблемы в общем кругу;
- «Микрофон»;
- Незаконченные предложения;
- Мозговой штурм;
- Обучая - учусь;
- Решение проблемы.
3. Технологии ситуационного моделирования:
- Симуляции;
- Упрощенное судебное слушание;
- Разыгрывание ситуаций с ролями.
4. Технологии обработки дискуссионных вопросов:
- Метод - пресс;
- «Займи позицию»;
- «Изменение позиции»;
- Непрерывная шкала мнений;
- Дискуссия;
- Дебаты.
Отношение к использованию интерактивных технологий на уроке весьма неоднозначно. Одни педагоги считают их прогрессивным шагом в развитии педагогического процесса. Существует также мнение, что такие технологии являются компромиссом с учениками, которые не хотят и не желают упорно трудиться. Однако, бесспорно, что именно интерактивные технологии повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают перенагрузки учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор.
Планируя уроки необходимо прежде всего:
- Предполагать решение «Обязательства разнообразных творческих заданий», направляя учащихся на поисковые виды работ: беседу по проблемным вопросам, устное рисование, мозговой штурм, обсуждение другого финала (на уроке чтения)
- Учитывать возрастные особенности учащихся и последовательно усложнять формы работы;
- Привлекать к работе всех учеников класса, обеспечивать участие каждого из них в групповых и коллективных формах работы;
- Использовать интерактивные формы и виды работы;
- Ставить учащихся в позицию творца.
Это даст вам возможность выработать формулу успешной работы на уроке:
творчество школьников + творчество учителя = современный урок.
Виды и формы учебной работы, которые необходимо применять на уроках, должны способствовать заинтересованность учебным материалом, развитию творческих способностей учащихся, активизировать умственную деятельность школьников, развивать логику и критичность мышления, речевые умения и навыки, помогать проявить личное «Я».
Средства достижения цели личностно ориентированного обучения:
1. Использовать разные формы и методы, что позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся.
2. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
3. Стимулировать учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
4. В ходе урока использовать дидактический материал, что позволяет учащимся выбрать наиболее важные для них виды, формы учебного содержания.
5. Оценивать деятельность учащихся не только по конечному результату «правильно», «неправильно», но и в процессе их исследования.
6. Поощрять стремление учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональный способ.
7. Создавать педагогические ситуаций общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создают условия для самосовершенствования учащихся.
Создание ситуации успеха на уроке
Знание - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу способствует познание учеником цели предстоящей деятельности.
Так, в процессе своей деятельности по личностно ориентированного обучению, учитель должен стараться:
1. Переходить с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. управлять познавательной деятельностью учащихся;
2. Мотивировать познавательную деятельность учащихся на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добиваться или заинтересованности, или устойчивого отношения к предмету;
3. Организовать творческую и самостоятельную работу на уроке;
4. Использовать коллективные способы обучения;
5. Организовать работу ученика с учеником или источником знаний;
6. Организовать помощь деятельности ученика, проявлять внимание к его деятельности, что подчеркивает его значение
7. Создавать систему успеха, поэтому необходимо разрабатывать такие задачи и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
8. Создать обстановку привлечения ученика к деятельности, которая вызывает положительные эмоции;
9. Организовать гуманную систему взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-учитель», при сочетании требования и уважения к человеку, положительных эмоций в обществе;
10. Организовать самоанализ собственной деятельности учащихся и ее самооценку.
Не забывайте и о критериях эффективности урока с личностно ориентированным
направлением деятельности учащихся:
1. Используя проблемные, творческие задания;
2. Применяя задания, позволяющие ученикам самостоятельно выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
3. Создавая положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
4. Обсуждая с учениками в конце урока не только то, что узнали, что усвоили, но и то, что понравилось, что не понравилось и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз.
Помните-личностно-ориентированное обучение в школе приносит хорошие плоды в работе с учениками.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Предотвращение и устранение графических ошибок первоклассников.
- Поисковая деятельность учащихся как одна из форм самостоятельной работы.
- Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 2.
- Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 1.
- Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 2. Практика.
- Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. Ч. 1. Теория.
- Активные методы обучения чтению.