Мозговой штурм-как метод обучения.
Практически все методы обучения предполагают совместную работу учителя и учащихся. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит с краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологии часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.
В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).
Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.
На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются. На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.
После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.
В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.
«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.
«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».
Положительные стороны:
- все учащиеся участвуют на равных позициях;
- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.
Недостатки:
- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.
Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей