К проблеме развития творческого мышления будущего учителя.
Приоритетной становится подготовка специалиста не только профессионально грамотного, но и компетентного, творчески развивающегося, готового не к исполнительской, но проблемно-исследовательской, поисковой деятельности, создающей условия для саморазвития и самореализации личности.
В связи с этим актуализируется проблема развития творческого мышления будущих учителей, решение которой обеспечит формирование личности, готовой к творчеству, способной работать в реформированной школе, осмысливать и осваивать различные программы, способной увлечь детей. Это, в свою очередь, обеспечит на практике качественное преобразование учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую.
Одна из черт современного специалиста, отвечающего запросам общества, - это компетентность, которая предполагает критичность ума. Поэтому сейчас, как никогда, актуально формирование творческого (продуктивного) мышления, что определяется реалиями жизни общества: необходим учитель, способный разобраться и творчески осмыслить всю гамму программ и учебников, предлагаемых школе; привнести в диалог с учеником поисковую ситуацию, способный к интеграции новообразований и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы.
Сегодня цель развития образования - это формирование в учебном процессе долговременных качеств, таких как способность к саморазвитию, иными словами, развитие личности в учебно-творческой деятельности; формирование способности к творческому профессиональному труду.
Достаточно сложным остается вопрос подготовки будущих учителей в области преподавания литературы, одним из которых является формирование умения работать с художественным текстом, не только творчески воспринимать, но и творчески осмысливать прочитанное, понимать глубинный смысл художественного произведения, а не только его сюжет, т.е. формирование грамотного, квалифицированного читателя. Пути реализации этого и раскрывают перед будущими учителями уроки специализации «Преподавание литературы в средних классах», где их деятельность организуется с трех позиций: учителя, ученика и методиста, что формирует умение прогнозировать будущий урок, выбирать наиболее эффективный путь «прочтения» художественного произведения.
Именно в основе деятельности лежит взаимосвязь чувственных и рациональных, теоретических знаний, знаний о целях, способах, средствах и условиях деятельности; соединение теоретических знаний с ценностными ориентациями. Одна из возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения заключается в создании таких условий деятельности, когда необходимо активное применение имеющихся знаний. Деятельность, где человек может раскрыть свои потенциальные возможности, - это преобразовательная деятельность. Овладение профессиональной деятельностью зависит и от личностных качеств специалиста, а также от условий, в которые он поставлен. Побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий. Формирование творческих умений, предпосылка которых лежит в развитии творческого мышления и позволяет развивать способность к профессиональному творчеству.
Опыт практической работы показывает, что развитие творческого методического мышления более эффективно, если систематически используются возможности самоорганизации студентов и педагог опирается преимущественно на средства косвенного и перспективного управления учебной деятельностью.
Под косвенным управлением имеются в виду управление деятельностью будущих учителей через подбор системы творческих задач и заданий, изменение их сложности и трудности, а результативность достигается через эффективное осуществление сотрудничества (сотворчества) педагога и студента, которое реализуется не только в демократическом стиле общения, но и в совместном поиске новых идей, обсуждении методов решений творческих задач.
Продолжение читайте в статье Творческое мышление учителя.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей