Формирование грамотности учащихся на уроках русского языка.
О том, что состояние грамотности учащихся находится не на должном уровне, знают все. Причин здесь несколько: школьники мало читают; слабо развиты у них мышление, внимание, память; не знают правила, а если и знают, то не всегда могут применять их на практике, и часов на предмет отводится все меньше и меньше.
Можно ли в сложившейся ситуации решить проблему формирования орфографической грамотности учащихся? Да, если выработать определенную систему и использовать новые подходы.
Хочется поделиться некоторыми наработками в формировании орфографической грамотности учащихся.
С целью решения данной проблемы определяем для себя задачу: формирование орфографической грамотности учащихся через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету.
Работу начинаем с формирования у ребят потребности в знании правил. Правила учим на уроке. Для того, чтобы они быстро и легко запоминались, выбираем самую краткую формулировку правила, используем схемы, правила-стихи, короткие сочетания слов. Приведем примеры правил:
-В глаголах после шипящих мягкий знак пишется ВСЕГДА
-Приставки «З» в русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ
-Жи-ши- ци пиши через И.
Исключения: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц».
Но знание правила и умение применять его на практике не одно и то же. Поэтому даем не только правило, но и алгоритм по его применению. Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации написаний. Работу ведем по принципу «Сначала объясни, а потом напиши», в результате которой у учащихся происходит переход теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями. Алгоритм отрабатываем при выполнении различных упражнений. Сначала это упражнения по образцу, а затем тренировочные упражнения, которые используем как по применению одного правила, так и комплексному применению правил. На этапе отработки умения опознавать орфограмму обязательно приучаем учеников называть и выделять ее. Особое внимание уделяем на своих уроках работе со словарными словами. Проводим ее в такой последовательности:
-Запиши слово, выдели орфограмму.
-Объясни лексическое значение слова.
-Составь словосочетание или предложение с данным словом.
Словарную работу проводим на каждом уроке. Большое внимание уделяем также работе над ошибками. Анализ проводим по двум позициям: количество ошибок в работе и классификация ошибок по орфограммам. Затем намечаем пути устранения ошибок, приобщаем учеников к самостоятельной работе над ошибками. Данная работа является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у ребят ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.
Способствуют формированию орфографической грамотности учеников различные задания. Их располагаем по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание. Вот некоторые из них:
- списывание с орфографическим проговариванием;
- простые списывания и осложненные заданиями;
- комментированное письмо с указанием орфограмм;
- письмо с проговариванием;
- зрительный, предупредительный, выборочный диктанты с обязательным графическим выделением орфограмм, анализом и разбором слов по составу;
- письмо по памяти;
- творческие задания такого типа: замени словосочетание одним словом; найди «лишнее слово»; вставь слово; найди ошибку; найди «опасное место»; дополни своими словами и т.д.
Отдельно хотелось бы остановиться на письме по памяти. Этот вид работы очень хорошо развивает память, мышление, речь, внимание. Оно ценно тем, что требует от учащихся серьезной и тщательной подготовки. Для развития речевого слуха и тренировки различных видов памяти подбираем для письма наизусть легко запоминающиеся стихи, пословицы, алгоритмы.
Все эти упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового, индивидуального способов организации обучения и, что важно, активизируют деятельность учеников на уроке, ведь ребята должны наблюдать, анализировать, аргументировать, уметь выделять общие признаки для ряда предметов, объединять в группы по одному или нескольким признакам, объяснять ход действий.
Многократные упражнения и систематическое повторение материала дают неплохие результаты. Но даже после многократных упражнений, твердо зная правила, владея алгоритмом их применения, ученики допускают ошибки. Причины кроются в бедном словарном запасе школьников, вследствие чего они не всегда могут подобрать нужное слово или форму слова. Учащиеся потеряли интерес к чтению, а ведь чтение развивает интеллект, обогащает словарный запас. Поэтому работу по грамматике и орфографии необходимо вести одновременно и с работой по развитию потребности читать, читать не по принуждению, а для удовольствия. Перед уходом на каникулы обязательно даем ребятам список литературы «Рекомендую прочитать» для дополнительного чтения, а по возращению на занятия, на уроках литературы, проводим конкурс «Книжный полиглот» и выявляем самого внимательного читателя. Обязательно пишем сочинения по прочитанному на каникулах. Развитию орфографической грамотности, привитию любви к чтению способствует ведение учениками читательских дневников. Конечно, читают не все, но все же получаются неплохие результаты. И это тоже один из подходов к решению проблемы повышения грамотности учеников.
Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей
Более старые статьи:
- Сопровождение гиперактивного ребенка.
- Особенности работы с гиперактивными детьми.
- Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах.
- Дифференцированное обучение младших школьников.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках математики.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках чтения.
- Организация самостоятельной работы в начальных классах на уроках русского языка.