Интегрированное обучение детей с нарушениями развития. Часть 1.

on 05 Июль 2012.

(0 голоса, среднее 0 из 5)

интегрированное обучение детей, обучение детей с нарушениями развития

 

 

Методические рекомендации.

В учебном заведении много детей, которые нуждаются в психологической помощи:

1) дети с проблемами в обучении (отставание в развитии когнитивных функций, минимальные мозговые дисфункции, нарушения мотивации обучения);

2) гиперактивные дети;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с личностными проблемами (высокая тревожность, эмоциональные расстройства);

5) дети с социальной дезадаптацией.

Одновременно с проблемными детьми в одном классе учатся способные и одаренные дети. Сам факт их взаимодействия в одном классе, когда учебный материал излагается по единой программе для всех, уже является серьезной психологической проблемой.

Как показывает опыт экспериментальных учебных заведений интегрированное обучение (когда в одном классе обучаются дети с особенностями развития и дети в психофизиологической норме) в наших конкретных социокультурных и педагогических условиях оказывается недостаточно эффективным. И эту проблему нельзя свести к проблеме недостаточности педагогического мастерства учителя.

Также оказалось невозможным осуществить реабилитацию детей «группы риска», проводя с ними индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Так как, во-первых, в учебном плане общеобразовательной школы не предусмотрены отдельные часы для таких занятий (т.е. их проведение возможно только во время какого-то урока), а, во-вторых, такие занятия необходимо проводить постоянно, а если учесть, что по приблизительным данным 80% детей нуждаются в специализированной помощи, то становится очевидным, что одному психологу с этим не справиться.

Для решения данной проблемы нужно ввести на уроках новые формы работы, которые должны иметь реабилитационную направленность.

Поэтому центральная задача коррекционно-развивающей деятельности- обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, обеспечить максимально возможную в школе самореализацию личности - можно в дальнейшем решить только при тесном сотрудничестве с учителями, проводя совместные занятия (или совместно разрабатывать формы проведения занятий).

Цель организации учебной деятельности учащихся «группы риска» во время таких занятий - чтобы у них появилось желание учиться (это возможно, если они смогут принять посильное участие в выполнении общей задачи), чтобы они поняли, что любую работу важно делать с заинтересованностью и умели четко выполнять требования, которые перед ними ставятся. То есть совсем другой подход: на первом месте не предоставление знаний по учебным темам, а стремление заинтересовать самим процессом обучения, интегрировать в общество.

Основные требования к проведению интегрированных занятий:

- Использовать игровые способы организации выполнения учебных заданий, а также оценки учебной деятельности учащихся;

- Формировать умственные действия школьников на всех этапах учебного процесса, такие как: ориентировочно-исследовательские действия, оценки, анализ, обобщение, сравнение, планирование;

- Побуждать к речевой активности, осуществлять контроль за речью детей;

- Устанавливать более медленный темп обучения;

- Использовать многократные модификационные повторения материала;

- Максимально использовать сохранившиеся психические функции ребенка;

- Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, помогать детям осмысливать их во внутреннем соотношении один к одному;

- Использовать упражнения, нацеленные на развитие внимания, памяти, воображения, строя их на материале урока.

Заинтересовать детей самим процессом обучения, показать успешность каждого усилия в получении знаний по предмету помогут такие приемы мотивации учебного процесса:

1. «Строим космический корабль».

На первом, мотивационном, занятии по теме рисуем в тетрадях корабль (каждый своей конструкции, которую придумает) разбиваем его на части-отдельные подтемы (знания, умения).

Затем, во время прохождения программного материала, учащиеся закрашивают части корабля:

- Каждая подтема имеет свой цвет;

- Интенсивность цвета зависит от успешности усвоения (чем хуже, тем слабее, могут быть и белые пятна);

Детям говорится, что для того чтобы корабль мог взлететь в космос, на нем не должно быть белых пятен. Учащимся предлагается найти средства для «закрытия белых пятен».

При использовании этого приема, заключительное занятие можно провести в форме игры-презентации «Загадочный мир космоса», связать с пройденным материалом.

Строить можно город, замок, рисовать карту и прочее - это зависит от предмета и учебного материала.

2. Прием «Ступени успеха».

I вариант

В тетрадях учеников рисуются лестницы, на каждой ступеньке пишется цель, которой ученик пытается достичь в процессе изучения темы (цель может меняться: недостижимая при возможностях ученика - на более реальную).

Ступень окрашивается (на ней можно изобразить что-то) если ученик достиг этой цели.

II вариант

На каждой ступеньке учитель пишет каких успехов достиг ученик в процессе обучения, например: стал аккуратно вести тетрадь, долгое время может сидеть на уроке спокойно, задает интересные вопросы и т.п..

3. Прием «Экспедиция в ...»

I этап: собираемся в экспедицию

1. Предоставление знаний: объяснение - для чего? Как они помогут в экспедиции?

2. Приготовление необходимого инструментария.

II этап: проведение экспедиции

1. Выполнение различных задач: применение на практике полученных знаний.

2. Различные препятствия, кризисные ситуации - изобретательные решения.

III этап: подведение итогов экспедиции.

1. Достигли поставленной цели?

2. Каким участником был каждый?

Как начинать урок? Как настроить детей на внимательное восприятие материала на протяжении всего занятия?

Начинать занятия можно с задания «Лица» - ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что способствует его самоорганизации. Дети чувствуют внимание к себе, а у учителя есть возможность скорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ