Профессиональное выгорание педагогов. Психологические подходы.
Научное изучение проблемы профессионального выгорания специалистов социальной сферы, в том числе, педагогов, было инициировано запросом практики. За рубежом данная проблема давно стала темой исследования. Руководством американской службы психологической и социальной поддержки было замечено: что специалисты, которые по роду своей деятельности постоянно взаимодействуют с людьми (психологи, педагоги, социальные работники, врачи, медсестры и т.д.) довольно часто теряют эмоциональную устойчивость: они чувствуют физическое и эмоциональное истощение, становятся вспыльчивыми и раздражительными, утрачивают интерес к работе и даже перестают справляться с профессиональными обязанностями.
Исследование причин появления этого «профессионального недуга» привело к открытию особой формы стресса – стресса общения. В 1974 году американский психиатр Х. Дж. Фреденберг дал этой форме стресса точное и выразительное название, - «burnout» (выгорание). По данным исследований Фреденберга, для «сгорающих» специалистов характерны ориентированность на людей, мягкость и сочувствие, фанатичная увлеченность работой и некоторый идеализм в сочетании с неустойчивостью.
Его работы положили начало пониманию профессионального выгорания как следствия эмоционального переутомления специалистов, которые по роду своей профессиональной деятельности много общаются с людьми, что приводит к излишней потери энергии. По сути, ранние исследования феномена профессионального выгорания условно можно назвать психофизиологическими, или медицинскими. Они базировались на идее биолога Ганса Селье о стрессе и дистрессе. Профессиональное выгорание рассматривалось как «длительный, растянутый, во времени рабочий стресс», «разновидность хронического стресса», «негативные изменения в психическом состоянии и личности специалиста под влиянием профессиональных стрессоров». В качестве основного стрессора рассматривались клиенты социальных служб (Е. Махер, К. Кондо).
Одна из заслуг первых работ по проблеме профессионального выгорания - выделение его основных признаков.
Список симптомов выгорания:
-усталость, утомление, истощение;
-психосоматическое недомогание;
-упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности;
-переживание чувства вины и зависимости;
-и т.д.
Социально-психологический подход
«Выгорание – плата за сочувствие», такое не очень оптимистическое название дала одной из своих книг американский социальный психолог Кристина Маслач.
Поскольку среди российских практиков модель К. Маслач до сих пор остается наиболее популярной, рассмотрим ее более подробно. Синдром выгорания принимается как единство трех составляющих: эмоционального истощения, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
-Эмоциональное истощение – это состояние специалиста в хронической усталости, опустошённости и предрасположенности к депрессивным состояниям.
-Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с людьми. Деперсонализация «двулика» в первом варианте специалист «деперсонализирует» себя (отказ быть личностью), во втором, - других людей (в том числе и клиентов).
При «отказе от себя как личности» неизбежны утрата самосостояния зависимость от других. При «обезличивании других» наблюдается негативное отношение к коллегам, клиентам, ученикам и другим людям, нуждающимся в заботе и внимании. Специалист перестает видеть в них таких же людей, как и он сам, и переходит к автоматическому «функционированию» (начинает обращаться с ними как с «бездушными объектами»). Нарастает равнодушие к работе (страх новых клиентов, нежелание идти на работу). Появляются негативизм и циничность по отношению к клиентам и/или подчиненным, стремление манипулировать ими. Если рассмотреть безразличное и безличное отношение «сгоревшего» специалиста к клиенту с современных позиций, то становится понятным: речь идет об отчуждении от себя или других, которое исследователи интерпретируют как автоматический ответ человека на экстремальную для него ситуацию, которые выполняют защитную функцию.
-Третий компонент выгорания - редукция профессиональных достижений. Проявляется как переживание специалистом собственной неэффективности (от сомнения в своей успешности до желания сменить профессию). Он ощущает чрезмерность предъявляемых к нему требований, страдает от недостатка признания и успеха; его самооценка снижается.
Японские исследователи добавили к данной модели К. Маслач еще один, четвёртый личностный фактор – вовлеченность специалиста. Излишняя вовлеченность приводит к тому, что как каждый склонный к зависимости человек) заражается состоянием клиентов (вплоть до физических). Замечено, что именно вовлеченные специалисты склонны к тем или иным химическим зависимостям (алкоголизм, табакокурение и др.).
Личностный подход к выгоранию развивается в исследовании синдрома профессионального выгорания у педагогов, которое провели Д. В. Дириндонк и В. Шауфели. Они пришли к выводу: специфическим условием выгорания являются «негативные» чувства специалиста. К «сжигающим специалистов» социальной сферы чувствам относятся переживания социальной незащищенности, несправедливости, а также зависимости от успеваемости учеников и руководства. Результатом работы Д.В. Дириндонка и В. Шауфели стала «двухфакторная модель профессионального выгорания». Первый фактор – аффективный (эмоциональное истощение специалиста, проявляющееся в жалобах на физическое самочувствие, нервном напряжении и эмоциональном истощении), второй – установочный (деперсонализация проявляющаяся в негативном отношении специалиста к ученикам, или к самому себе).
Пожалуй, наиболее интересен экзистенциальный подход к выгоранию (А. Пайнс, А. Ленгле) где этот феномен осмысливается в контексте бытия человека в мире: учитывается влияние жизненной позиции, ценностей и смыслов. В этом направление исследований отмечается явная связь профессионального выгорания со способностью личности к выбору и ответственностью. В частности, отмечается: если специалист, работающий с людьми, считает себя «человеком, от которого ничего не зависит», риск профессионального выгорания значимо возрастает.
Условия профессионального выгорания педагога читайте здесь.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей