Урок математики в 1 классе по теме: Величины. Длина.
1. Знакомство с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мера).
2. Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длин отрезков.
3. Знакомство с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр и др.). Практическое измерение длины этими единицами.
Оборудование: таблица с геометрическими фигурами, таблички с записями понятий (величина, мера, длина, сантиметр), набор полосок разного цвета и размера (красного, синего цвета длиной 15 см, а зелёного – 18 см)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня математика у нас,
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Вот так класс!»
2. Постановка учебной задачи.
- Вы любите ходить в гости? Сегодня у нас урок-исследование, урок изучения нового материала. А отправляемся мы в гости к героям мультфильма «38 попугаев». Каждый герой подготовил для вас свое задание. Мы должны их выполнить. За каждое правильно выполненное задание будете получать цветок в награду. В конце урока у нас должен получиться букет. Возьмем с собой в дорогу смекалку, внимательность и, конечно, дружбу. Друг всегда поможет и выручит.
3. Устный счет.
- Начнем наш урок с устного счета. Кто его проведет? (Слоненок)
а) Перспективная подготовка. Работа с числовым рядом.
Слоненок собрал целую гору бананов. Давайте поможем ему их сосчитать.
-Счет прямой от 1 до 20. (по цепочке)
- Посчитайте от 9 до 14.
- Посчитайте от 19 до 13.
- Назовите соседей числа 11. (10 и 12)
- Какое число стоит между числами 13 и 15? (14)
- Какое число на 1 меньше 18? (17)
- Какое число на 1 больше 14? (15)
б) Дидактическая игра «День и ночь».
6-6+3+2 (5)
5+3-0 (8)
6+5-2 (9)
в) Логическое упражнение. «Где чей домик?»
В домах №1, №2, №3 живут Попугай, Удав и Мартышка. В домах 1 и 2 живет не Попугай. Удав живет не в доме 2. Кто в каком доме живет? ( Удав – 1, Мартышка – 2, Попугай – 3)
Как вы думаете, Слоненок для себя собирал бананы. Делать подарки друзьям всегда приятно. Не забывайте об этом. У Слоненка много друзей, давайте и мы поможем собрать подарок.
г) Физминутка. «Собери бананы». ( Уч-ся, сидя на стульчике, тянут руки вверх, имитируют сбор).
Вы успешно справились с заданием.
4. Актуализация знаний.
а) Следующее задание предлагает Попугай. По каким признакам можно разбить данные фигуры на части? Подберите соответствующие выражения. См. рисунок.
б) Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, размер, форма) Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «<», « >», «=»? (размер)
5. Введение новых понятий.
А какие еще свойства предметов можно сравнить с помощью знаков «<», « >», «=»? ( Масса, объем, длина.)
(На доске вывешиваю термины: длина масса, объем).
Эти свойства предметов называют величинами.
Величина – это свойства предметов, которые можно сравнить с помощью «<», « >», «=».
6. Постановка проблемы.
У нашего знакомого Удава возникла проблема. Может быть, мы ему сумеем помочь.
В чем проблема Удава?( Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.) Решением этой проблемы мы и займемся.
1.Познакомимся с величиной – длина.
2.Познакомимся с единицами измерения длины.
3.Научимся измерять отрезки.
4.Научимся сравнивать отрезки.
Вы правильно определили проблему Удава, поэтому Попугай вручает вам цветок.
7. Практическая работа.
а) Сравнение длины предметов способом наложения.
- У каждого из вас на парте набор из трёх разноцветных полосок.
-Является ли величиной длина предметов? Попробуйте сравнить по длине полоски. Какая из них самая длинная? Как это доказать? Путём наложения.
- Какая из полосок длиннее или короче? Какие полоски одинаковые по длине? Запись: З > К, С < З, К= С
- Итак, в чём убедились, к какому выводу пришли?
Вывод: длина – это величина, так как длины можно сравнивать.
б) Сравнение длин отрезков с помощью мерки.
Сравните отрезки по длине( На доске два отрезка АБ=75см, КМ=90см.)
- Как узнать какой из них длиннее? ПРОБЛЕМА!
Предположения ребят, измеряют полосками.
Вывод: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
Ученики измеряет отрезок АБ=5к, КМ=6к- красной полоской. Учитель измеряет отрезок КМ – зелёной полоской и получает КМ=5з.
Вывод: Сравнивать отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.
в) Старинные русские меры длины.
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112 м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
ЛАДОНЬ = 1/6 локтя .
ВЕРШОК равнялся в современном исчислении - 4,44 см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх".
- Измерение ширины классной комнаты в шагах ( 2 уч-ся, получают разные результаты, дети должны понять почему)
- Алёша сделал 8 шагов, а Вова 9 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние?
- Мама отмерила 6 локтей тесьмы, а бабушка – 5 локтей. Кто отмерил больше тесьмы?
Точно назвать нельзя, т.к. не известно чей шаг или чей локоть длиннее.
Вывод: Сравнить длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
Принятые во всём мире единые точные мерки измерения: сантиметр.
8. Закрепление.
Работа по учебнику.
9. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?
Рефлексия.
Скачать презентацию урока математики в 1 классе по теме: Величины. Длина.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|