Стили родительского воспитания
Продолжение. Начало читайте здесь. Большое внимание на развитие личности ребенка оказывает стиль родительского воспитания. Проведенные исследования показывают, что процесс воспитания в семье примерно на 50 % формирует будущий характер ребенка. Остальные 50 % распределяется между генетической предрасположенностью и влиянием общества, окружающих.
Рассмотрим некоторые негативные модели взаимоотношений с детьми:
Любимчик семьи – данная модель характеризуется чрезмерным вниманием к ребенку со стороны всех членов семьи. Происходит постоянное захваливание ребенка, преклонение перед ним, ребенку в семье отводится роль «кумира». В процессе такого отношения у ребенка формируется истерический тип характера, особенностью которого является постоянное желание обратить на себя внимание, быть всегда предметом всеобщего любования и умиления. У ребенка формируется неприятие критики, искажается восприятия себя в обществе, реальный взгляд на свои действия и поступки, появляется желание сделать наоборот, перечить окружающим.
Золушка – характеризуется пренебрежительным отношением к ребенку, подавление его инициативы, постоянное подчеркивание его недостатков. Это провоцирует появление робости, боязливости пассивности, неуверенности в себе, проще говоря, у ребенка формируется «комплекс неполноценности».
Данные отношения могут иметь обратный эффект, пассивный ребенок дома может начать проявлять себя активно в уличной жизни, компании, и очень часто такая активность в дальнейшем может служить причиной различных проблем.
Гиперопека - постоянное тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении ребенка, его статусу среди сверстников, чрезмерная озабоченность его будущим.
Гипоопека – в отличие от предыдущей модели, напротив характеризуется безразличным отношением к ребенку, отсутствием заботы и незаинтересованности о делах ребенка. Родители могут навязывать собственные стили поведения в соответствии с их представлениями о «хороших детях». Это провоцирует в ребенке излишнюю возбужденность, жестокость, озлобленность в отношении с окружающими. На основании выше изложенной информации предлагаем определить к какой модели взаимоотношений относятся приведенные ниже фразы:
- не сформированы трудовые навыки;
- завышенная самооценка;
- восприятие родителей как прислуги;
- формируется привычка полагаться на помощь других;
- отсутствие самостоятельности;
- признаки невротических расстройств;
- установка на самопожертвование;
- заниженная самооценка;
- ощущение себя помехой в жизни родителей;
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать направлять каждый шаг ребенка, решать за него все его проблемы – не является правильной позицией. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.
Предлагаем рекомендации, которые помогут справиться с ситуацией детского воровства.
Рекомендации для родителей: «Помоги своему ребенку»
1. Постарайтесь понять поведение ребенка, причины такого поступка и адекватно отреагировать. Возможно, ребенок оказался «жертвой шантажа», ведь имеют место случаи, когда старшие школьники вымогают деньги, или какие-либо вещи у младших, а те в свою очередь, боясь рассказать об этом, воруют их дома. В другом случае, ребенок мог потерять или испортить чужую вещь, а вернуть ее необходимо.
2. Убедитесь в том, что ребенок понимает разницу между понятиями «свои» и «чужие» вещи. Чтобы ребенок более осознанно понимал это, у него обязательно должны быть личные вещи, которыми он мог бы свободно распоряжаться, дабы иметь опыт обладания собственностью. Иногда из-за отсутствия своих вещей, ребенок просто не осознает разницы между «своим» и «чужим». Он может взять из дома дорогие украшения и подарить их понравившейся девочке, не воспринимая это как кражу. Нужно четко разъяснять ребенку разницу между его собственными вещами и общими, которыми конечно он может пользоваться, но не распоряжаться. Но не забывайте придерживаться договоренностей, если вы договоритесь с ребенком, что это его вещь, то сложно будет отобрать ее в случае непослушания.
3. Объясните ребенку цену денег. Родителям необходимо рассказывать как папа и мама зарабатывают деньги, каким нелегким трудом они достаются, не нужно думать, что ребенок сам поймет, или догадается, что зарабатывать деньги тяжело, но и перегибать в данном случае не стоит дабы не вызвать обратный эффект. Ребенок может начать воровать деньги и откладывать их для себя на «черный день». Дети легче усвоят данный урок, если привести пример из жизни, маленьким детям, дошкольникам лучше объяснять это в форме сказки или истории о плохом и хорошем поступке мальчика из соседнего двора.
4. Не навешивайте на ребенка ярлыков. Постоянное осуждение ребенка, напоминание ему о его проступке, может подтолкнуть его к противоположному поведению. Закрепив за ним репутацию вора, трудно будет в дальнейшем избавиться от нее.
5. Не пойман – не вор. Не торопитесь обвинять ребенка, если он не пойман с поличным. Иногда кажется, что ваш ребенок очевидно лжет, а на деле оказывается что вы ошиблись. А преждевременное обвинение ребенка в воровстве может породить дальнейшее негативное отношение ребенка.
6. Если вы все-таки застали ребенка на «месте преступления», помните, что перед вами все-таки ваш ребенок и ответственность за произошедшее, несете и вы. Спокойная беседа, поиск путей решения проблемы лучше, чем наказания и громкие обвинения: «Вор преступник!».
Обратите внимание на возможность исправить содеянное. Например, «Почему он не пришел и не рассказал обо всем мне?» - спросите вы, узнав от учителя, что вашего ребенка кто-то шантажировал и именно это и спровоцировало кражу. А задумайтесь, легко ли найти у вас сочувствие и поддержку, может ли он рассчитывать на ваше внимание и помощь, не боится ли он вас, или же вы сделали все, чтобы стать последним к кому он придет за советом? Помните, воровство – это сигнал о том, что в семье что-то неблагополучно. Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей в будущем. Особенно хорошо, когда родители и педагоги делятся с детьми собственными переживаниями, рассказывают им, что они испытывали в подобной ситуации. Так ребенок будет чувствовать дружеское живое участие и искреннее желание его понять.
Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Плюсы и минусы профессии репетитора
- Почему онлайн-переводчик лучше словаря
- Что значит для ребенка первый класс?
- Как учить английский, если вы экстраверт?
- Как научиться разговаривать на иностранном языке: простые и эффективные принципы
- Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями: рекомендации для родителей
- Обучение и стажировка за границей