Новые и экспериментальные методики обучения. Формирование умений учащихся.

on 05 Январь 2012.

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

новые методики обучения,экспериментальные методики обучения, формирование умений учащихся

 

 

 

В учебных программах по предметам естественно-научного цикла, начиная с 1981 года, дается перечень умений, специфичных для конкретных предметов (например, в курсе физики - осуществлять измерение силы трения и взвешивание тел динамометром, определять плотность вещества и т.д.). Но перечень умений дается без какой-либо системы, поэтому в школьной практике формирования умений происходит еще малоэффективно, что приводит к резкому расхождению между ростом объема информации, подлежащей усвоению, и уровнем сформированности умений учащихся, необходимых для переработки и усвоения знаний.

В обучении физике и другим предметам естественного цикла ведущую роль играют экспериментальные умения. Проведенные исследования, в этой области, привели к выводу, что при ныне применяемой в средней школе методике обучения умение самостоятельно проводить эксперимент, ставить простейшие опыты формируется у учеников крайне медленно. Ученики все еще выполняют опыты по готовым инструкциям, в которых определены составляющие всех операций, последовательность их выполнения, способы математической обработки полученных данных и т.д. Деятельность ученика носит в основном репродуктивный характер. В результате учащиеся, выполнив в процессе обучения несколько сотен опытов по физике, химии, биологии, к моменту окончания средней школы не могут определить характерные черты эксперимента, выделить в нем основные операции и выполнить их самостоятельно. Следовательно, необходимо усовершенствовать методику формирования у учащихся экспериментальных умений, которые являются важной составляющей познавательных умений.

Эксперимент позволяет осуществлять проверку правильности научных выводов и открытий новых закономерностей. Эксперимент это средство проверки пригодности технических проектов и технологических процессов. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию учащихся правильного представления об особенностях научного эксперимента и сущность этого метода научного исследования, а также элементарных экспериментальных умений.

Научному эксперименту, как правило, предшествует умозаключение в виде гипотезы о том, что должно быть при определенных действиях. Когда определена суть эксперимента, разрабатывается способ и методика его осуществления. Это первый этап на пути к осуществлению эксперимента.

Из сказанного следует, что обучение учащихся должно включать формирование следующих экспериментальных умений:

1) самостоятельное формулирование цели опыта;

2) формулировку и обоснование гипотезы, лежащей в основе эксперимента;

3) выявление условий, необходимых для постановки опыта;

4) проектирование эксперимента;

5) подбор необходимых приборов и материалов;

6) составление экспериментальной установки и создания необходимых условий для выполнения опыта;

7) осуществление измерений;

8) проведение наблюдений;

9) фиксирование (кодирование) результатов измерений и наблюдений;

10) математическая обработка результатов измерений;

11) анализ результатов и формулирование выводов.

Для того чтобы учащиеся могли качественно овладеть основами физического эксперимента, необходимо спланировать работу учителя и создать систему заданий, выполнение которых предполагало бы формирование экспериментальных умений учащихся. Для этой цели могут служить экспериментальные задания творческого характера (ТЭЗ - творческие экспериментальные задания). ТЭЗ отличаются от типичных задач или лабораторных работ тем, что ни идея, ни ход выполнения, а в большинстве случаев и конечный результат учащемуся не известны и нет четкого алгоритма их выполнения. Однако в работах, посвященных изобретательству и творческой деятельности учащихся, существует тенденция к созданию общего плана действий, который, однако, не гарантирует успешного прохождения учащимися всех его этапов самостоятельно, а соответственно, и выполнение задания без помощи учителя. Все же выполнение подобных задач будет подготовкой к самостоятельному выполнению творческих экспериментальных задач на второй ступени изучения физики и других естественных предметов. Наибольшие трудности вызывает формирование у учащихся умения правильно формулировать цель эксперимента. Между тем естественные науки не могут обойтись без выдвижения гипотез.

Для развития умения выдвигать и обосновывать гипотезу можно применять много методов - метод проб и ошибок, метод каталога, морфологического анализа, метод контрольных вопросов, элементы АРВЗ (алгоритм решения изобретательских задач), "мозговой штурм", синектический метод. Многие ученики, выполняющие исследования по традиционной методике, не осознают всей важности установления и соблюдения условий их протекания, приводящего к искаженным результатам. Это является следствием того, что учителя естественнонаучных дисциплин не обращают должного внимания на формирование у учащихся умения самостоятельно определять условия проведения эксперимента и следовать им. Между тем целенаправленное формирование этого умения учитель физики может начать уже в седьмом классе при проведении первых опытов. При формировании рассматриваемого умения в восьмом классе нужно направить деятельность учащихся на самостоятельное определение условий опыта, показать, что часто эти условия уже "заложены" в целях эксперимента и в теоретическом обосновании гипотезы.

Выполнение следующего структурного элемента эксперимента - его проектирование - обусловлено тем, насколько глубоко ученики осознали цель эксперимента, его гипотезу и условия протекания. Только после выполнения перечисленных структурных элементов эксперимента проводится подбор необходимых приборов и материалов, составление установки, осуществляются запланированные наблюдения и измерения, проводится их запись, математическая обработка результатов и анализ. В конце работы делается вывод о том, достигнута ли цель, подтвердилась ли гипотеза. Таким образом, при выполнении ТЕЗИСОВ осуществляется формирование экспериментальных умений учащихся и их развитие уже на первом этапе изучения физики. Кроме формирующей функции, такие задачи могут выполнять и контролирующую функцию. Также можно будет более объективно оценить учебные достижения учащихся, особенно на высоком уровне. Чтобы можно было гарантировать успешное выполнение ТЭЗ, целесообразно использовать задачи-подсказки, из которых методом аналогий можно обнаружить способ выполнения творческого задания.



Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Главное меню

Фотошоп-онлайн
Образовательные статьи
Статьи для учителей, учеников и их родителей
Начальная школа
Книги,учебники,пособия для начальной школы
Презентации по математике для начальной школы
Презентации по русскому языку для начальной школы
Презентации к уроку окружающий мир для начальной школы
Контрольные работы, тесты для начальной школы
Разработки уроков для начальной школы
Астрономия
Книги по астрономии
Презентации по астрономии
Биология
ГИА и ЕГЭ по биологии
Презентации по биологии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по биологии
География
ГИА и ЕГЭ по географии
Презентации по географии
Контрольные работы,тесты по географии
Иностранные языки
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку
Презентации по английскому языку
Контрольные работы,тесты,олимпиады по английскому языку
Учебные пособия по немецкому языку
Презентации по немецкому языку
Разработки уроков по немецкому языку
Информатика
ГИА и ЕГЭ по информатике
Презентации по информатике
Разработки уроков по информатике
История
ГИА и ЕГЭ по истории
Презентации по истории
Литература
ГИА и ЕГЭ по литературе
Презентации по литературе
Математика
ГИА и ЕГЭ по математике
Презентации по математике
Разработки уроков по математике
Контрольные работы, тесты по математике
ОБЖ
Книги по ОБЖ
Презентации по ОБЖ
Обществознание
ГИА и ЕГЭ по обществознанию
Презентации по обществознанию
Окружающий мир
Презентации по окружающему миру
Русский язык
ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Презентации по русскому языку
Разработки уроков по русскому языку
Технология
Книги по технологии
Презентации по технологии
Физика
ГИА и ЕГЭ по физике
Презентации по физике
Контрольные работы, тесты, задачи по физике
Химия
ГИА и ЕГЭ по химии
Презентации по химии
Контрольные работы, тесты, олимпиады по химии
Экология
Книги по экологии
Презентации по экологии
Экономика
Книги по экономике
Презентации по экономике
Полезное для обучения
Программы для обучения
Обучающее видео
Все для презентации.
Рефераты
Рефераты по литературе
Рефераты по истории
Авторские права
Сайт своими руками

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ